Нарушение функции письма (дисграфия) — это частичное расстройство процесса письма, которое проявляется в стойко повторяющихся ошибках.
Сегодня применяется несколько подходов к классификации дисграфий - нейропсихологический, клинико-психологический, логопедический.
Причины нарушения функций письма
Развитие функций головного мозга, которые лежат в основе любой человеческой деятельности, представляет собой базу для письма, чтения, понимания чисел и умения осуществлять счет. Бесспорно, обучение выступает в качестве результата культурно-исторического развития, тем не менее, оно возможно только благодаря работе головного мозга.
Нейропсихологическое исследование того, каким образом происходят базовые процессы усвоения знаний и умений при соответствующих по локализации поражениях мозга, способно давать большое количество информации для определения факторов. Они вызывают затруднения в овладении психическими процессами у детей без нарушений мозга.
Нередко в практической деятельности педагогов возникают случаи, когда прилежные и добросовестные учащиеся с трудом учатся писать или никак не могут научиться бегло читать. В качестве причин подобных проблем могут выступать расстройства разной этиологии.
Считается, что процесс усвоения знаний и умений — это деятельность, которая обладает сложной структурой. Начиная усвоение какого-либо материала, учащиеся ставят перед собой задачу. В ее основе может находиться определенный мотив деятельности. В попытке выполнить эту задачу, ученику необходимо определить «стратегию» для выбора оптимального способа выполнения задания. В этом случае одни вспомогательные операции могут выделяться в качестве существенных, а другие тормозиться как второстепенные.
Есть разнообразные способы для выявления причин возникших трудностей функции письма:
- Экспериментальная дидактика с подбором методов обучения;
- Анализ ошибок;
- Исследование нарушений познавательной деятельности.
Каждый подход дает возможность подобрать стратегию помощи конкретному ученику, но по сути это поиск вслепую. Наибольшую эффективность показал метод синдромного анализа. Он дает возможность определить настоящую причину нарушения, позволяя сделать подбор адекватных методов коррекции.
Методики восстановления функции письма
Методики восстановительного обучения при нарушениях письма были детально разработаны А. Р. Лурия и Л. С. Цветковой. Восстановительное обучение позволяет выяснить причины нарушений процесса усвоения знаний и навыков, которые требуются для письма и осуществить выбор приемов коррекций при разных типах нарушений.
Нейропсихологический анализ функций письма показывает, что они включает несколько элементов:
- Слуховое восприятие звуков, включенных в слово;
- Выделение фонем, которые требуется переводить в буквы;
- Анализ звукового состава;
- Проговаривание звукового состава слова с помощью букв и языка.
Обеспечение слухового восприятия происходит благодаря работе слухового анализатора. По этой причине снижение (полное отсутствие) слуха ведет к серьезным нарушениям письма. Выявление фонематического состава слова относится больше к активности верхних отделов вторичных зон височной области левого полушария. Если они нарушены или недостаточно зрелы, то человек плохо различает звуки, которые отличаются лишь одним фонематических признаком ("б" или "п"). Также он не способен выделять отдельные звуки из групп согласных, поэтому не имеет возможности писать.
Для восстановления каждой нарушенной функции и элементов письма ученые разработали различные системы упражнений и методов. Их использование должно быть адекватно механизму нарушений и подбираться в строгом соответствии с природой дефекта.
Коррекция нарушений письменной речи включает специальную систему методик, которые сконцентрированы на устранении неспособности овладеть письмом. Они подходят для нормальных интеллектуальных способностей ребенка. Устранение дефекта и нарушений письменной речи может потребовать привлечения сразу нескольких специалистов. Этими проблемами занимаются логопеды, остеопаты, психологи. Все это отражается на сущности и специфике коррекционной работы.
Основной задачей логопеда является своевременное выявление у учащихся проблем при чтении и письме. Сама же коррекционная деятельность позволяет совершенствовать языковой синтез и анализ (на уровне – слог, слово, предложение, текст), развивать зрительное восприятие, улучшать слуховую память и концентрацию внимания, формировать связь речевых конструкций, развивать зрительную память, фонематический анализ, синтез и мелкую моторику рук.
В ходе коррекции дети учатся правильно держать руку, развивают мелкую моторику, улучшают словарный запас. Родители не должны оставаться в стороне при решении проблемы нарушения письма. Детям полезно давать задания на составление слов магнитными буквами. Данное упражнение способно позитивно отражаться на зрительном восприятии. Тренировка восприятия на слух производится с помощью диктанта.
Профилактика нарушений функций письма является одной из предупреждающих мер воздействия. Она представляет собой эффективную меру, которая позволит предупредить развитие дисграфии. В целом, как и профилактика прочих патологий, ее построение характеризуется исключением определенных факторов из жизни детей, которые провоцируют нарушения.
Основным принципом профилактики и коррекции нарушений письма считается своевременность начатой коррекционной работы и раннее выявление детей из группы риска. Это можно объяснить тем, что с возрастом ребенок уже намного сложнее поддается какой-либо коррекции.