Основные направления зарубежной психологии
Зарубежная психология и ее концепции психического, теории личности оформились в 20 веке. Само развитие психологии зародилось с поиска предмета психологии, а также основного материала психического: это разум или чувства. Также долгое время шли баталии относительно того, какими методами исследовать психику, как найти объективные методы исследования.
Так или иначе, в психологии сложилось несколько научных школ, объясняющих механизмы формирования психических функций, закономерности психического развития, понимание психического вообще, а также границы нормы и патологии.
Основными научными школами в зарубежной психологии США и Европы являются:
- психоанализ
- бихевиоризм
- гештальт
- гуманистическая психология
В Европе в первой половине 20 века популярность набирали две основные школы - психоанализ и гештальт психология, а в США - бихевиоризм и гештальт психология Курта Левина.
Психоанализ и бихевиоризм
В рамках психоанализа З. Фрейд определял психику человека на трех уровнях:
- сознание: здесь находятся ощущения, мысли, переживания, связанные с актуальными потребностями
- предсознание: здесь находятся те образы, мысли и переживания, которые не могут осознаваться человеком в данный момент, но в целом могут быть осознаны
- бессознательное: здесь находятся влечения и побуждения, вытесненные из сознания
Для З. Фрейда важно было подчеркнуть, что структура личности многокомпонетна и состоит из следующих подструктур: Оно или Ид (бессознательная часть, в которой сосредоточены основные инстинкты и влечения личности), Эго (это уровень удовлетворения потребностей с учетом внешней среды, а также собственных способностей и стремлений) и Супер-эго (это система установок долженствования, нравственных идеалов).
Данные структуры находятся в конфликте между собой: Ид руководит инстинктами, которые необходимо удовлетворить, а Супер-эго ограничивает удовлетворение этих инстинктов в силу нравственных и моральных ограничений. Таким образом, человек находится во внутриличностном конфликте между “хочу” и “надо”. Для снижения степени напряжения внутриличностного конфликта в психике формируются особые механизмы - психологические защиты. Здоровая личность в рамках данной концепции - это та, у которой механизмы психологической защиты развиты и разнообразны, а нездоровая - это та, у которой механизмы психологической защиты примитивны и ригидны.
Бихевиоризм - это направление в психологической науке, основоположником которого является Дж. Уотсон. В рамках бихевиоризма, психологи изучают только те проявления, которые доступны объективной фиксации и анализу, то есть поведенческие реакции и их разновидности.
Основная категория психического развития в рамках данной концепции - это научение. Научение - это приобретение новых форм поведения в условиях повторяющихся стимулов.
Поведение, по Дж. Уотсону, это система реакций, которая представляет собой схему: «стимул -> реакция». Основной метод исследования в данном подходе - это эксперимент. А основные задачи: изучить как можно больше стимулов, изучить особенности формирования реакций и их сочетания.
Здоровая личность в рамках данного подхода - это та, у которой развиты адаптивные способы поведения, а нездоровая - та, у которой развиты неадаптивные способы поведения в результате неправильного научения.
Развитие идей психоанализа и бихевиоризма
И в психоанализе, и в бихевиоризме психологические структуры личности были довольно полярными. В концепции З. Фрейда природа человека очень сильно приравнивалась к инстинктам, а в бихевиоризме природа человека и вовсе исключалась представляя собой совокупность реакций и только. Таким образом, данные направления существенно развивались и расширялись.
Альтернативные подходы в психоанализе начались с аналитической психологии К. Г. Юнга, который отошел от идеи пансексуализма, и видоизменил концепцию бессознательного, выделив в нем всего два уровня: индивидуальное и коллективное. Личное бессознательное - вместилище вытесняемых и отрицаемых образов личности, а коллективное бессознательное формируется - это вместилище древних и архаичных образов. Развитие личности определяется движением человека к обретению самости - целостности своих бессознательных структур: тени, анимы, анимуса
Другим направлением является индивидуальная психология А. Адлера, в рамках которой основной движущей силой личности является “комплекс неполноценности”, относительно которого формируется стиль жизни человека, направленный на преодоление этого комплекса.
В 30-х годах 20 века формируется такое направление как неофрейдизм, основным представителем которого является Э. Фромм, К. Хорни, Г. Салливан, а основным нововведением - социокультурный контекст развития личности. С одной стороны, мы являемся частью природы, но с другой - мы находимся за ее пределами (в социуме). Социум предлагает нам различные ниши для проживания собственной жизни, но суть здоровой личности - обретение собственного пути. Борьба между индивидуальным стилем жизни и социально навязываемым стилями и формирует неврозы.
От фрейдизма во всех перечисленных концепциях присутствует наличие неких динамических структур (будь то архетипы, комплекс неполноценности, ориентация "быть" или "иметь", стремление к удовлетворению своих желаний или стремление к безопасности), но эти неосознаваемые динамические структуры уже вписаны в широкий социальный контекст, а не оторваны от него.
Аналогично развитию психоанализа усложняется и переосмысляются позиции классического бихевиоризма перерастая в необихевиоризм: Э. Толмен предложил ввести промежуточную переменную в схеме «стимул -> реакция», отражающую личностные конструкты, влияющие на формирование реакции (цели, мотивы и т.д.). Так впоследствии стали развиваться социальные модели научения А. Бандуры, когнитивно-поведенческая модель А. Бэка, рационально-эмоциональная концепция А. Элиса.
Гештальтпсихология и гуманистическая психология
Данная идея о наличии промежуточной переменной возникла не просто так, а благодаря еще одному направлению - гештальтпсихологии. Гештальт психология развивалась в двух школах: во Франкфурте-на-Майне, куда входили В. Кёлер, М. Вертгеймер, К. Коффка, а также в Вюрцбуре, основателем которой был О. Кюльпе.
Опыты гештальтистов показали, что в сознании существуют неразложимые на элементы образования (гештальты), которые участвуют в познавательной деятельности. Идея гештальтистов была в том, что сознание строит образы внешнего мира, опираясь на изначально целостные образы внутри него. То есть психику нельзя описать в категории детерминации: в ней существуют изначально сформированные подструктуры, модифицирующие внешние воздействия.
Представитель гештальтпсихологии, Ф. Перлз, с точки зрения личностной концепции, считали, что организм - это единое целое, и соответственно локальное проявление личности - отражение целостного ее бытия. Патологичность личности, в таком случае, это фрагментарность личность, отсутствие целостности.
Еще один представитель, К. Левин, разрабатывавший теорию поля, утверждал, что поведение человека - это совокупность всех психологических сил (мотивов, целей, стремлений), действующих в данный момент в жизненном пространстве индивида.
Гуманистическая психология явилась ответом в целом на сложившиеся уже психологические концепции личности. В них во всех была отражена идея патологичности личности, необходимость лечения личности. К. Роджерс, как создатель гуманистической психологии, сделал акцент на том, что человек изначально хорош, и его природная цель - это развитие и раскрытие своих возможностей. Основные конструкты гуманистической психологии: аутентичность, умение брать на себя ответственность, быть открытым к новому опыту. Основная детерминанта человеческого поведения в данном подходе - самоактуализация, то есть раскрытие и развитие внутреннего потенциала человека, его задатков и стремлений.
Основное условие самоактуализации - наличие целостной и конгруэнтной Я-концепции.
Под конгруэнтностью понимается соответствие внешнего и внутреннего опыта человека, соответствие между Я-реальным и Я-идеальным, а также соответствие пережитого опыта и имеющейся Я-концепции (то есть все, что пережито человеком должно быть интегрировано в его концепцию самого себя).
Невротизация личности начинается там, где происходит расхождение по данным параметрам, а развитие личности, в свою очередь, определяется степенью ее принятия своего опыта и своей концепции, степенью ее интегрированности и целостности.