Изучение особенностей развития вербального мышления представляет собой одну из наиболее актуальных проблем современного этапа развития психологических наук.
В наиболее общем виде под данным видом мышления понимают мыслительный, познавательный процесс, основой которого являются слова; процесс отражения объективной реальности, который осуществляется в словесной форме.
Вербальное мышление протекает в словах, использует речь в качестве знаковой системы. Речь представляется собой уникальный инструмент передачи информации, позволяя без потерь передавать смысл сообщения. При реализации вербального мышления задействуются лингвистический и паралингвистический каналы.
Лингвистический канал как составляющая вербального мышления
Каждая лексическая единица обладает множеством смыслов. В семантической структуре лексемы выделяют денотат – явное, прямое, основное значение, и многочисленные коннотации – неявные, дополнительные значения, которые могут существенно трансформироваться под влиянием дискурсивного контекста.
Соответственно, в процессе восприятия обращенной к нему речи реципиент сталкивается с необходимостью адекватной интерпретации, что позволяет избежать ошибочного восприятия текста.
Вовлечение лингвистического, вербального канала подразумевает симпрактическое включение, одинаковое мысленное оценивание коммуникативной ситуации всеми участниками взаимодействия, в результате чего складывается единое понимание информации, содержащейся в сообщении.
Паралингвистический канал как составляющая вербального мышления
Вовлечение паралингвистического канала направлено на интерпретацию экстравербальной составляющей сообщения. Паралингвистические средства включают в себя:
- речевые модификации – темп, ритм речи, высота голоса, логические паузы, ударения и пр.;
- вокальные модификации – стонущий, плачущий, смеющийся голос, покашливания, стоны и пр.
Вокализация голоса может нести значительную смысловую нагрузку, иногда полностью перечеркивая информационную составляющую, которая содержится в словах. Анализ паралингвистической составляющей дает реципиенту не меньше сведений, чем вербальное оформление сообщения.
Индивидуально-психологические особенности вербального мышления
Как и другие виды мыслительных процессов, вербальное мышление характеризуется рядом индивидуально-психологических характеристик, включая следующие:
- продуктивность;
- самостоятельность – умение увидеть и поставить актуальную, новую проблему, решить ее собственными силами;
- глубина – умение вникать в сущность феноменов, проблем, процессов, явлений, понимание причин и возможных последствий реализации тех или иных видов деятельности;
- широта – способность личности охватывать максимально широкий круг вопросов, аспектов в различных областях теоретических знаний и практической деятельности;
- быстрота – интенсивность протекания мыслительных процессов;
- гибкость – способность личности изменять аспекты рассмотрения феноменов, процессов, явлений, умение изменять запланированные стратегии действий, направленные на решение определенной проблемы, в соответствии с изменившимися условиями, активное переструктурирование исходных данных;
- креативность;
- инициативность;
- инертность – свойство мышления, которое проявляется в склонности к шаблону, привычным ходам и стратегиям поведения в процессе решения определенных задач, проблем, трудности переключения от одной системы действий к другой, снижающие эффективность мыслительных операций;
- экономичность – количество логических ходов, рассуждений, необходимых для усвоения новых закономерностей;
- критичность.
Таким образом, вербальное мышление представляет собой реализацию мыслительных процессов, основанных на речи как знаковой системе, что подразумевает вовлечение вербального и паралингвистического каналов, характеризуется индивидуально-психологическими особенностями.