Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Взаимосвязь креативности и темперамента в юношеском возрасте

Все предметы / Психология / Взаимосвязь креативности и темперамента в юношеском возрасте
Определение 1

Темперамент — это сложившаяся система личных психофизиологических особенностей человека. Они связаны с динамическими аспектами деятельности больше, чем с содержательными (например, темп, ритм, интенсивность психических процессов).

Подходы к понятию «креативность»

Креативность является категорией, не находящей однородного понимания в разных концепциях. Она представляет собой процесс преодоления косности мышления, чувств и общения. Креативные люди в большей степени проявляют терпимость к окружающим людям. Они признают, что привычные способы поведения не всегда самые лучшие, но приняты мим в силу привычки. Любой индивид живет в собственном мире, определяя его по-своему и самостоятельно, а не так, как диктуют ему те, кто его окружают.

Большая часть научных психологических школ начала 20 века, включая структурализм, функционализм и бихевиоризм, почти не занимались развитием новых идей, представляющих пользу для исследования категории «креативность».

Так, гештальт-психологами проводился анализ составляющих креативности (например, интуитивного понимания). Их исследование практически не вышло за рамки определений и механизмов интуиции, поскольку природа креативности этих ученых не интересовала.

Психоаналитический подход к исследованию творческой активности имел в основе отдельно взятые примеры выдающихся творцов. Основываясь на концепции о зарождении творчества вследствие напряженности между неосознанными побуждениями и осознанной реальностью, 3игмундом Фрейдом было выдвинуто предположение, что активность писателей и художников представляет собой отзвук их неосознанных желаний. Они выражены в общественно приемлемой форме и относятся к власти, богатству, славе или любви.

Творческие способности — это совокупность многих качеств, при этом вопрос об их компонентах остался до сих пор открытым. Современные психологи относят способности к творческой деятельности, в первую очередь, к особенностям мышления. Так, известным американским психологом Гилфордом, который занимался проблемами человеческого интеллекта, было установлено, что творческой личности присуще дивергентное мышление.

Готовые работы на аналогичную тему

Показатели креативности, на которые влияет темперамент

Темперамент оказывает влияние на показатель беглости мышления (скорости, продуктивности). Он связан со способностью порождать большое количество идей, которые выражены через словесные формулировки или через рисунки. Он измеряется с помощью числа результатов, которые соответствуют требованиям задания.

Продуктивность отличается в разных заданиях. Данный показатель, в первую очередь, дает возможность понять другие показатели. При проведении исследования связи темперамента и креативности импульсивные, банальные и порой глупые ответы предопределяют возможность получения высокого балла по данной шкале.

Через показатель гибкости мышления исследователи производят оценку способности выдвигать различные идеи, переходя от одного аспекта проблемы к другому и используя различные стратегии решения проблем. Часто будет полезным оценить такой показатель по отношению к беглости. Это обусловлено тем, что один и тот же показатель разнообразия наблюдается в случае неодинакового общего количества выдвинутых идей.

В юношеском возрасте низкие показатели гибкости отражают:

  • ригидность (вязкость) мышления,
  • низкую информированность,
  • ограниченность интеллектуального развития,
  • низкую мотивацию.

Для высоких значений характерны противоположные характеристики, при этом очень высокий уровень гибкости мышления способен отражать метание испытуемого и отсутствие способности придерживаться единой линии в мышлении. Интерпретация данного показателя может быть одинаковой в вербальных и невербальных тестах, но его значения не всегда совпадают. Гибкость во взглядах и действиях с образами не имеет отношения к легкости смены аспектов в словесной области.

Оригинальность в рамках креативности отражает способность выдвигать идеи, которые отличаются от очевидных, банальных или прочно установившихся. Юноши и девушки, получившие высокий балл по оригинальности, часто характеризуются высокой интеллектуальной активностью и отсутствием конформности. Они имеют способность совершать большие умственные «скачки» в процессе поиска решения.

Не менее важную роль играет показатель разработанности, который также зависит от темперамента. Его применяют в ходе оценки фигурных тестов. Высокое значение разработанности присуще для учеников с высокой успеваемостью. Как правило, они способны изобретать и вести конструктивную деятельность.

Темперамент и креативность

Влияние темперамента на креативность может быть представлено, с одного аспекта, как творчество в сфере формирования новых идей и, с другого, – как творчество в ходе их разработки (создание новых производств и видов деятельности).

Индивидуальные особенности в юношеском возрасте можно оценивать, сравнивая данные вербальных и фигурных тестов. Юноши и девушки с низким баллом по вербальной шкале и высоким по фигурной шкале чаще всего испытывают трудности при исполнении тестов на интеллект. Им сложно в ходе обучения в школе, при этом некоторые преподаватели интуитивно включают их в число одаренных детей.

Что касается более образованных и успевающих в школе юношей и девушек, то для них присущи высокие показатели творчества в вербальной сфере, низкие показатели в наглядно-образной сфере.

При исследовании зависимости креативности от темперамента ученые дают следующую инструкцию: предлагаемые вопросы необходимо относить к разным свойствам темперамента. Ответы на данные вопросы нельзя считать хорошими или плохими, поскольку каждый тип темперамента наделен собственными достоинствами.

Испытуемый должен отвечать на вопросы в той последовательности, в которой они располагаются. Нельзя возвращаться к ранее данным ответам.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Евгения Кузнецова

Эксперт по предмету «Психология» , преподавательский стаж — 8 лет

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис