Для начала определим круг разработанности данной проблемы и кратко перечислим ученых.
Ученые, которые занимались проблемой творческого мышления: Дж. Гилфорд, Е. Торренс и др.
Далее рассмотрим понятие творческого мышления и гендерные особенности творческого мышления.
Понятие творческого мышления
Мышление - это особого рода умственная и практическая деятельность, предполагающая систему включенных в нее действий и операций преобразовательного и познавательного (ориентировочно-исследовательского) характера.
С. Выготский в своей книге «Воображение и творчество в детском возрасте писал:
«...Всякая такая деятельность человека, результатом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых образов или действий, и будет принадлежать к этому второму роду творческого или комбинирующего поведения... Эту творческую деятельность, основанную на комбинирующей способности нашего мозга, психология называет воображением или фантазией...».
Д.Б. Богоявленская утверждает, что
"… мерой интеллектуальной активности, ее наиболее важной качественной характеристикой, может служить интеллектуальная инициатива, понимаемая как продолжение мыслительной деятельности за пределами ситуативной заданности, не обусловленное ни практическими нуждами, ни внешней или субъективной отрицательной оценкой работы".
Творческие способности – это способности, которые направлены на преобразование как внутреннего, так и внешнего мира человека.
Также термин «творчество» рассматривается как процесс познавательной деятельности, которая может вести к оригинальному разрешению той или иной проблемы.
Синонимом творческих способностей часто выступает термин «креативность». Креативность может проявляться во всех личностных сферах человека.
До появления данного термина многие ученые пытались по-другому обозначить данное свойство. Так, например, В. Джеймс называл это «проницательностью». Он считал, что в ее основе лежит ассоциативный процесс.
Ассоциативный процесс в творчестве также рассматривали:
- Г. Э. Мюллер (решение как результат возникает в сознании человека на основе ассоциации в процессе активизации определенных элементов мозга);
- Б. М. Бехтерев, И. П. Павлов и др.
Гендерные особенности творческого мышления детей
При исследовании школьников Санкт-Петербурга были получены следующие результаты.- Корреляционный анализ среди девочек младших классов выявил, что наиболее значимые отличия были получены по критерию разработанности.
- Корреляционный анализ внутри группы мальчиков и девочек показал наличие связей между критериями вербального и невербального интеллекта, но не выявил значимых различий в сфере креативности.
- Для старшеклассников были характерны следующие аспекты:
- Вербальный интеллект отрицательно коррелирует с креативностью (для юношей);
- Невербальный интеллект положительно коррелирует с беглостью (для девушек).
Гендерные особенности творческого мышления взрослых
Рассмотрим основные выводы, полученные в результате многочисленных исследований.- Для мужчин характерно понижение креативности в течение жизни по следующим показателям:
- продуктивность,
- оригинальность,
- гибкость.
- Оригинальность выступает как коррелят интеллекта;
- Для мужчин характерно наличие корреляционной связи для продуктивности и интеллекта;
- Для женщин характерно наличие корреляционной связи для гибкости и интеллекта;
- Для мужчин все еще характерен рост как интеллекта, так и креативности;
- У женщин происходит некий спад сферы выраженности креативности.