В современной психологической науке под мышлением понимают совокупность умственных процессов, которые лежат в основе познания, обобщенное и опосредованное отражение окружающей объективной действительности, вид умственной деятельности, который заключается в познании сущности феноменов явлений, процессов реальности, закономерностей и взаимоотношений между ними.
Алгоритмическое мышление как форма умственной деятельности
Диалектико-аналитическое мышление представляет собой форму познания действительности, позволяющую упорядочить систему представлений личности, ориентированную на заранее установленные правила, общепринятую последовательность реализации деятельности, необходимую для решения типовых задач; последовательный, поэтапный, обоснованный, осознанный процесс, который отличается соответствием требованиям и нормам формальной логики, последовательным переходом к новой системе знаний.
Суть алгоритмического мышления заключается в реализации когнитивных операций в процессе моделирования внутреннего образа мира. Реализация данного вида мышления находит свое отражение в умениях построения логических утверждений, умениях мыслить индуктивно либо дедуктивно, формализовать собственные намерения.
Инструменты алгоритмического мышления
В структуре мышления выделяют операционные и содержательные составляющие. К содержательным относят образы, представления и понятия; к операционным – систему мыслительных операций (сравнение, анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, конкретизация, категоризация и классификация).
В свою очередь, понятия подразделяются на теоретические и эмпирические. Формирование теоретических понятий осуществляется при переходе от общего к частному, от абстрактного к конкретному, в результате чего осуществляется оформление соответствующего понятия, теории. Возникая как определенный способ моделирования всеобщего отношения, понятие подчиняет требованиям собственной конкретизации все чувственные, фактические данные, формируя дополнительные образы восприятия, представления, которые диктуются логикой развертывания начальной формы представления в собственно теоретический концепт. В ситуации, когда научное понятие не сформировано переработка чувственных данных осуществляется на основании эмпирических понятий.
Процесс алгоритмического процесса имеет двойственную, диалектическую природу: с одной стороны, выступает социально обусловленным, с другой, - носит ярко выраженный индивидуальный характер.
Структурными компонентами алгоритмической формы мышления выступают следующие:
- способность оперирования образами;
- способность оперирования категориями и понятиями;
- способность оперирования предметными суждениями;
- способность формирования индуктивных/ дедуктивных умозаключений;
- способность формирования продуктивных/ репродуктивных навыков;
- способности анализа, декомпозиции условий ситуации.
Умения и навыки, формируемые на основании алгоритмического мышления
Успешное овладение алгоритмической формой познания позволяет сформировать ряд актуальных умений и навыков личности, включая следующие:
- навыки планирования структуры действий, необходимых для достижения поставленных целей;
- умения конструировать информационные модели для описания систем и объектов;
- навыки организации поиска актуальных информационных данных, необходимых для решения поставленных задач;
- навыки структурирования языковых коммуникативных инструментов.
Таким образом, алгоритмическое мышление представляет собой поэтапный и осознанный процесс познания, характеризующийся последовательным переходом к новому знанию.