Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Мультфильм: формирование поведенческих стратегий

Все предметы / Психология / Мультфильм: формирование поведенческих стратегий

Роль мультфильмов в воспитании детей и формировании поведенческих стратегий

Определение 1

Мультфильм (анимационный фильм) – это фильм, который создан посредством покадрового запечатления объемных моделей или плоских изображений.

Современные дети, живущие в век информационных технологий, воспитываются и развиваются в динамичной и разнообразной медиа-среде, включающей в себя телевидение, радио, интернет, компьютерные игры и т.д. Дети знакомятся со всеми ими еще в раннем возрасте, воспринимая в качестве игрушки или средства развлечения.

В настоящее время одним из современных и широко используемых средств воспитания и развития детей являются мультфильмы. Это связано с тем, что мультфильмы имеют богатые педагогические возможности.

Педагогические возможности мультфильмов в воспитании развитии детей:

  1. Расширение представлений об окружающем ребенка мире.
  2. Расширение и обогащение словаря ребенка.
  3. Ознакомление с различными ситуациями и явлениями.
  4. Показ примеров разнообразных типов и стратегий поведения, что способствует выработке собственной стратегии и успешной социализации в обществе.
  5. Формирование оценочного отношения к людям и миру в целом.
  6. Развитие мышления и воображения детей, понимание причинно-следственных связей.
  7. Развитие эстетического вкуса и чувства юмора.
  8. Реализация эмоциональных потребностей.

При выборе мультфильма, для просмотра его ребенком, необходимо быть предельно внимательным, так как зрительные образы очень сильно воздействуют на детскую психику.

Особо необходимо отметить роль советских мультфильмов на формировании стратегии поведения ребенка. Связано это с тем, что практически все советские мультфильмы отражают нормальную для ребенка картину мира, основанную на добре, дружбе, взаимоподдержке, взаимовыручке и т.д. В советских мультфильмах есть и отрицательные герои, которые в последующем осознают свое плохое поведение и перевоспитываются. Очень часто сюжет выстроен так, что с героем никто не дружил именно потом, что он был таким злобным, а после изменения поведения он обретает новых друзей. Для того, чтобы уравновесить отрицательную сущность героя, чаще всего он представлен в юмористическом стиле. Такой сюжет и представление героев гармонизируют картину мира ребенка.

Готовые работы на аналогичную тему

Замечание 1

Таким образом, мультфильм как произведение искусства за счёт своей метафоричности и схватывания целостного образа углубляет возможности и расширяет границы используемых педагогом методов и приёмов. Его яркость, масштабность, содержательность позволяют выйти за рамки реального, существующего, осязаемого.

Требования к использованию мультфильмов в педагогическом процессе

Использование мультфильмов в педагогическом процессе, с целью формирования поведенческих стратегий у детей предполагает соблюдение ряда требований.

Для использования мультфильмов в педагогическом процессе необъходимы:

  1. Наличие в дошкольном учреждении необходимого оборудования и материально-технической базы для приобретения обширной мультипликационной базы.
  2. Тщательный отбор мультфильмов для просмотра детям, в соответствии с целями и задачами воспитательного процесса.
  3. Осуществление совместного анализа просмотренного с детьми мультфильма.
  4. Учет возраста детей, их уровня развития и личностных потребностей.
  5. Учет особенностей современной мультипликации.

Особенности современной мультипликации:

  1. Образность и яркость персонажей.
  2. Динамичность и краткость смены образов и действий.
  3. Наличие в мультфильме фантастического и реального, злого и доброго.
  4. Анимизм не только одушевленных, но и неодушевленных предметов (растения, предметы мебели, машины и т.д.)

Активное влияние мультфильмов на сознание и поведение детей обусловлено наличием следующих психологических механизмов:

  • Заражение – это процесс передачи того эмоционального состояния и поведения, которое присуще героям мультфильма.
  • Внушение – это воздействие на ребенка невербальными и вербальными средствами, вызывающими определенные состояния, а также создающие те ощущения и представления, которые испытывают герои мультфильма. Герои мультфильма и его сюжет демонстрируют не только то эмоциональное состояние, которое испытывает герой, но и формирует у ребенка определенные стереотипы поведенческих стратегий. Яркость и образность мультфильма усиливают внушение, так как он отвечает потребностям ребенка.
  • Подражание – это следование определенному образцу или примеру. У детей, особенно в период дошкольного детства очень сильно развито подражание, особенно это касается линии поведения и поведенческих стратегий. Именно поэтому очень важно правильно подбирать мультфильмы, чтобы демонстрируемое героями поведение было воспринято детьми как образец для подражания.

При выборе мультфильма для просмотра с детьми необходимо помнить, что очень часто мальчики ориентируются на поведение отрицательного героя и воспринимают его как внутренний эталон. Поэтому прежде, чем просмотреть мультфильм необходимо обсудить с детьми положительные и отрицательные модели поведения, аналогично следует поступить и после просмотра мультфильма, но уже на примере героев.

Важным является и созданный автором образ героев. Так, отрицательные герои должны обязательно иметь отталкивающую внешность, в то время как положительные должны быть прекрасны не только внешне, но и своими поступками. Очень часто, особенно в американских мультфильмах, это правило нарушается. Отрицательные герои имеют приятную внешность, а их поведение привлекает к себе внимание детей и формирует у них стремление повторять его.

Замечание 2

В целом, можно отметить, что мультипликационные фильмы формируют у детей первичные представления о добре и зле, эталоны хорошего и плохого поведения. Через сравнение себя с любимыми героями ребенок имеет возможность научиться позитивно воспринимать себя, справляться со своими страхами и трудностями, уважительно относиться к другим.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Екатерина Николаевна Логиновская

Эксперт по предмету «Психология»

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис