Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Мотивация достижения при построении вертикальной и горизонтальной карьеры

Все предметы / Психология / Мотивация достижения при построении вертикальной и горизонтальной карьеры
Замечание 1

Мотивация достижения – это движущая сила действий сотрудника, обусловленная его личными потребностями, амбициями и желаниями. Человек способен удовлетворять потребности разными способами, стремясь к успеху по разным причинам, поэтому мотивация вертикальной и горизонтальной карьеры будет отличаться.

Мотивация и ее особенности

В науке рассматриваются различные формы мотивации. Она может быть внешняя, внутренняя, физиологическая и мотивация достижений. Мотивация достижений — это желание человека совершенствоваться, взяв за основу все жизненные устремления.

Мотивы достижения цели оказывают влияние на то, как человек выполняет задачи. Они способны отражать побуждения и помогают работнику демонстрировать собственные навыки. Базовые физиологические аспекты воздействуют на естественное поведение человека в соответствующих условиях.

Мотивация варьируется от биологических потребностей до удовлетворения творческих желаний либо достижения успеха в конкурентном плане. По этой причине она имеет большое значение, так как поведение и мысли человека находятся под действием внутренних стремлений к успеху.

Исследование мотивации достижения имеет длительную историю. Фактически, психологи стали сосредотачиваться на этом вопросе с момента зарождения психологии в качестве науки. В то время У. Джеймс предположил, что склонности и умения связаны с самооценкой.

Сегодня данная тема является областью активных исследований, в том числе в сфере педагогической психологии, спорта, промышленной психологии и психологии развития личности. Исследования проводят как в экспериментальных лабораториях с участием переменных, так и в реальном мире (например, в учебных аудиториях, на рабочих местах или на спортивных площадках).

Задача исследований заключается в предсказании и объяснении любого поведения, которое связано в определенной степени с принципом способностей. Примеры стремления к достижению проявляются повсеместно, присутствуя в жизни во всем многообразии ситуаций.

Готовые работы на аналогичную тему

Особенности мотивации достижения в вертикальной карьере

Вертикальная карьера представляет собой передвижение от низшей должности к высшей. Например, человек приходит в организацию и начинает работать курьером, а через несколько лет становится руководителем отдела. Кто-то может начать работу с должности младшего секретаря и продолжить карьеру, возглавив административно-хозяйственный отдел.

Вертикальный рост, как правило, происходит в рамках одного и того же предприятия или одной и той же сферы деятельности. Вместе с должностью увеличивается объем ответственности работника, что ведет к росту уровня заработной платы.

Ошибочно думать, что вертикальная карьера — это единственно верный путь развития на работе. Подобное мнение особенно распространено среди людей среднего и пожилого возраста, поскольку повышение по должностям в любом случае заметно со стороны.

Для человека мотивацией достижения являются следующие критерии:

  • Осознание успеха, который многие считают синонимом вертикальной карьеры;
  • Появление амбициозных задач и большей ответственности по причине управления другими людьми и принятия финансовых решений;
  • Огромные возможности развития в качестве личности;
  • Высокий уровень заработной платы.

В первую очередь люди, которые стремятся продвигаться вертикально, в качестве мотива рассматривают больших доход и повышение статуса. Повышение по должности означает то, что человек становится лицом отдела, департамента или всей организации.

Большую мотивацию достижения вертикального перемещения имеют экстраверты. Для них вертикальный рост может происходить в любой области и компании, поскольку они открыты ко всем профессиональным сферам.

Мотивация достижения в горизонтальной карьере

Горизонтальное перемещение по карьерной лестнице означает расширение ответственности работника в пределах одного отдела. В определенном смысле эта карьера считается естественным путем развития профессионала. Так, человек может начинать работу в качестве молодого и неопытного специалиста, впоследствии «прокачивая» навыки и приобретая новые знания. В завершении сотрудник начинает концентрироваться на своей теме и становится профессионалом в узкой области.

Такие работники способны нести ответственность не только за свою работу, но и за деятельность окружающих. В этой сфере происходит делегирование обязанностей, консультирование, принятие решений и др. У работника, идущего по горизонтальному пути развития, растут круг обязанностей, заработная плата. Он расширяет свой функционал, но в пределах одного подразделения.

Примерами продвижения по горизонтали является повышение с дизайнера до арт-директора, с копирайтера до старшего редактора, с младшего программиста до технического директора. По этому типу карьеры происходит продвижение при повышении разряда, категории, присвоении научной степени.

Человек стремится к горизонтальной карьере при наличии следующих мотивов:

  • Желание прокачать свои навыки, стать ценным сотрудником в определенной профессиональной среде;
  • Повышение своей цены на рынке труда;
  • Получение более узкой специализации для расширения деятельности;
  • Потребность в самообразовании и передаче своих знаний другим людям;
  • Желание иметь меньшую зону ответственности, чем сотрудники, перемещающиеся по вертикальному типу;
  • Отсутствие «потолка» и зависимость карьеры только от профессиональных качеств.

Мотивация горизонтальной и вертикальной карьеры отличается и чем-то похожа. Как правило, горизонтальная карьера больше подойдет интровертам и людям творческих профессий (например, дизайнерам, редакторам, журналистам). Люди, выбирающие горизонтальный тип карьеры, способны спокойно поддерживать нормальные отношения с коллегами. Они не участвуют в интригах и борьбе за должности. Как правило, они конкурируют за результат, а не за должность. Мотивация заключается также в том, что у такого человека больше свободы действий, чем у руководителя, выстраивающего вертикальную карьеру.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Евгения Кузнецова

Эксперт по предмету «Психология» , преподавательский стаж — 8 лет

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис