Межличностные отношения – это взаимодействие между людьми, основанное на существующих между членами группы или общества связях, организованных посредством различных видов общения (визуальное, вербальное, мимическое и т.д.).
Развитие межличностных отношений подростков
Одной из главных тенденций переходного возраста является возникновение межличностных отношений между подростками. Обусловлено это тем, что подростки испытывают потребность в общении со сверстниками, которое не может быть заменено общением с родителями.
В среде со сверстниками подростки не только удовлетворяют свою потребность в общении, но и учатся взаимодействовать друг с другом, развивают коммуникативные способности и самосознание.
Кроме того, потребность во взаимодействии со сверстниками обусловлена тем, что поведение подростков по своей природе является коллективно-групповым.
Потребность в межличностных отношениях подростков:
- Взаимодействие со сверстниками позволяет подросткам узнать ту информацию, которую они в силу разных причин не могут спросить у своих родителей. Например, подавляющая часть подростков пополняет свои знания о сексуальной жизни посредством общения со сверстниками. Такой обмен крайне необходим, так как отсутствие или недостаток данной информации могут быть причиной задержки психофизического развития подростка или придать его сексуальным потребностям нездоровый характер.
- Специфичность межличностных отношений подростков. Совместное время провождения и разнообразная деятельность подростков, способствует тому, что у них постепенно вырабатываются необходимые навыки социального взаимодействия, формируется умение действовать в коллективе, отстаивать собственные права, соотносить свои интересы и желания с общественными.
- В рамках межличностных отношений подростки учатся добиваться определенного положении и статуса в группе сверстников. В результате данной деятельности подростки соревнуются друг с другом, что служит хорошей жизненной школой в дальнейшем.
- Специфичность эмоционального контакта между подростками. В том случае, если группа подростком достаточно хорошо сформирована и устойчива, то есть взаимоотношения в ней основаны на уважении и товариществе, то принадлежность подростка к такой группе дает ему определенную эмоциональную устойчивость и чувство благополучия.
Таким образом, межличностные отношения подростков направлены на удовлетворение их потребности в общении со сверстниками, они облегчают процесс социализации в обществе, овладение необходимыми умениями и навыками.
Основа межличностных отношений подростков
В основе межличностных отношений подростков заложено общение, которое имеет свои психологические особенности. Особенности общения подростков обусловлены их возрастными противоречиями и потребностями. При этом противоречия и потребности находятся в тесной взаимосвязи друг с другом.
Подростки имеют потребность принадлежать к какой-то группе или общественности, показать личностные качества и умения, «выделиться» среди сверстников. Противоречие состоит в том, что, несмотря на сильную потребность в социализации, каждый подросток очень трепетно относится к своему внутреннему миру, он стремится к пространственной автономии и неприкосновенности личностного пространства.
Таким образом, основное противоречие подростков состоит в том, что они никого «не пускают» в свой внутренний мир, особенно взрослых, считают, что их никто не понимает, но при этом испытывают сильную потребность в общении со сверстниками, так как именно в этом общении они могут на время избавиться от чувства душевного одиночества.
В условиях такого сложного и противоречивого состояния происходит становление и развитие личности подростка.
Кроме того, в основе межличностных отношений подростков заложена спонтанность, которой нет у взрослых. Взаимодействуя друг с другом, подростки удовлетворяют свои потребности в разных сферах жизнедеятельности, зачастую необдуманно и спонтанно.
Если группа подростков сформирована на взаимном уважении и дружбе, то межличностное взаимодействие в такой группе удовлетворяет потребность подростка в эмоциональном тепле, служит спасением от скуки и позволяет почувствовать собственную значимость среди сверстников.
Особенности межличностных отношений подростков, в зависимости от пола
Потребность подростка в общении со сверстниками настолько высока, что он в итоге рано или поздно примыкает к определенной группе, живет ее интересами и по ее правилам. Но бывают случаи, что внутренняя потребность в уединении настолько велика, что подросток не вступает в группу на постоянной основе, а входит в нее лишь при возникновении в этом сильной потребности. Кроме того, ему не важна культура данной группы, ее состав и прочее, важно лишь общение со сверстниками. При этом подросток может взаимодействовать таким образом, не только с одной группой, но и с несколькими, так сказать, по настроению.
Особенность межличностных отношений юношей имеет ряд характерных отличий от межличностных отношений девушек.
Юноши стремятся создать вокруг себя группу сверстников, в которой они будут несомненным лидером, либо войти в уже «готовую» группу, и проявив все свои личностные качества, стать если не лидером, то ее явным ведущим членом. Взаимодействуя со сверстниками, юноши всеми силами добиваются признания своей ценности и уважения в коллективе. Кроме того, им важно чувствовать эмоциональную сопричастность и слитность с группой. Вне зависимости от той цели, которую преследуют юноши в коллективе сверстников, для каждого важна комфортность нахождения в данной группе.
Особенность межличностных отношений между девушками состоит в том, что они отличаются высоким уровнем вербального взаимодействия друг с другом. В отличие от юношей, девушки не так активно и легко принимают в свою компанию других девушек, поэтому зачастую их компания всегда значительно меньше по количеству участников. Можно сказать, что межличностные отношения девочек-подростков основаны на качестве (малом количестве участников группы, длительные и проверенные отношения), то межличностные отношения подростков-мальчиков основаны на количестве (большое количество участников группы). Содержание совместной деятельности и собственный успех означает для мальчиков больше, чем наличие симпатии к другим участникам группы.