Межкультурный тренинг
Межкультурный тренинг - это программа, ориентированная на взаимодействие представителей разных культур.
Основная цель любого межкультурного тренинга - ответить на вопрос, как представитель одной культуры может наладить отношение с представителями другой культуры.
Основные задачи межкультурного тренинга:
- научение людей на собственном опыте справляться со сложностями, возникающими из-за культурного разнообразия;
- научение людей учиться и работать в поликультурной среде;
- научение людей минимизировать конфликты, возникающие на фоне межкультурного непонимания.
Основными областями, которые подвергаются воздействию тренинга, являются когниции, эмоции и поведение участников:
- В области когниций, межкультурный тренинг направлен на прояснение того, как стереотипы и предубеждения влияют на особенности взаимодействия между представителями разных культур.
- В области эмоций, межкультурный тренинг направлен на развитие навыков эффективной эмоциональной регуляции во время взаимодействия с представителями других культур (тревога, страх или гнев).
- В области поведения, межкультурный тренинг способствует расширению навыков и способов взаимодействия.
Одним из первых, кто разработал программу межкультурного тренинга был Г. Триандис - американский психолог и пионер межкультурной психологии. Он предложил список рекомендаций для представителей коллективистских культур при общении с представителями индивидуалистских культур и наоборот.
Г. Триандис сформулировал 2 главные задачи межкультурного тренинга: знакомство участников с межкультурными различиями через проигрывание ситуаций и стимулирование к применению полученных знаний в реальной жизни.
Для решения этих задач в рамках межкультурного тренинга должны быть запущены многие психологические процессы: снижение тревожности, развитие эмпатии, развитие навыком саморегуляции.
Таким образом, межкультурный тренинг направлен на решение двух глобальных задач: трансформация социально-культурной ситуации (снижение дискриминаций, расизма и шовинизма), пропаганда гармоничных отношений.
Этнокультурная компетентность
Межкультурный тренинг направлен на коррекцию установок людей, повышение чувствительности к культурным различиям и способности к их принятию, а также развитие этнокультурной компетентности.
Особенности развития этнокультурной компетентности и чувствительности к этнокультурным различиям описаны в модели освоения чужой культуры Милтона Беннета. Автор предложил модель, в который выделил 6 стадий, отражающих отношение человека к культурным различиям: первые три стадии связаны с развитием этноцентризма (для данных этапов характерно отрицание культурных различий или их минимизация), вторые три стадии связаны с развитием этнорелятивизма (для данных этапов характерно признание различий, их принятие и адаптация к различным культурам и этносам, а также интеграция этнорелятивствикх установок в собственной личности)
Таким образом, модель Беннета включает следующие стадии:
- отрицание межкультурных различий: такой процесс характерен для людей, живущих в монокультурной среде, которые не имеют опыта взаимодействия с представителями других культур. Собственная картина мира рассматривается ими как единственная и универсальная;
- защита от межкультурных различий: индивид воспринимает культурные различия как угрозу и пытается противостоять им, опираясь на свои ценности и нормы как «правильные», а ценности и нормы другой культуры считает «неправильными»;
- минимизация межкультурных различий: для данного процесса характерно признание некоторых различий, но человек определяет их как незначительные, поверхностные;
- признание межкультурных различий: на данном этапе начинают формироваться этнорелятивистские установки (индивид принимает существование разных взглядов на мир, испытывает удовольствие от обнаружения и исследования этих различий);
- адаптация к межкультурным различиям: на данной стадии индивид не просто осознает и признает различия, но еще и ведет себя соответствующим образом в контексте правил другой культуры, не испытывая дискомфорта;
- интеграция - это высшая стадия этнокультурной компетентности: на данном этапе индивид включает в свое сознание мировосприятие и своей культуры, и других, таким образом, становясь мультикультурной личностью.
Модели межкультурного тренинга
Все модели межкультурного тренинга разделяются на 2 типа: общекультурные и культурно-специфичные.
Программы общекультурного характера ориентированы на осознание индивидом себя как представителя определенной культуры или этноса - это модель «культурного самосознания». Структура такого тренинга идет от осознания ценностей собственной культуры к анализу различий между другими культурами, и в дальнейшем - выработке способности погружаться в культурные различия для повышения эффективности межкультурного взаимодействия.
Тренинги данного направления позволяют представителям разных этносов лучше понимать, как их культура влияет на их мысли, чувства и поведение. На таких тренингах участники знакомятся с понятием культуры в целом, изучают специфику культур. Основной особенностью такого направления является идея того, что при столкновении с культурными различиями человек способен лучше понять себя самого.
В таких тренингах используются модели контраста: ролевое проигрывание ситуаций, в котором подставное лицо - представитель другой культуры, ведущий себя диаметрально противоположно участнику. Кроме этого, используются также симуляционные игры, в которых происходит встреча двух культур.
Культурно-специфичные тренинги позволяют подготовить индивида к взаимодействию с представителями конкретной культуры. Такие тренинги строятся на принципе реальных межкультурных контактов. В данном контексте. наиболее популярной формой такого тренинга является межгрупповой диалог: в дискуссиях участвуют группы - представители разных народов и культур, которые встречаются для взаимодействия друг с другом.
Здесь также используются ролевые принципы и игровые модели: они позволяют участникам научиться взаимодействовать с представителями конкретных культур в реальных ситуациях. Представители одной культуры играют самих себя, а также могут играть и представителей других культур. Однако порой сильный этноцентризм не позволяет им избавиться от предубеждений в ходе занятий.