Социально-психологические исследования — это исследования, которые осуществляются с целью установления психологических закономерностей в поведении и деятельности людей, обусловленных фактом включения этих людей в социальные группы.
Основные проблемы социально-психологического исследования
В социально-психологических исследованиях различаются методы (стратегия исследования) и методики (способ фиксации эмпирических данных). Наряду с этим, любой методический прием, включая анкету, тест или социометрию, всегда может использоваться в определенном «методологическом ключе».
Одной из проблем научного исследования становится характер и объем эмпирических данных. Данными в социальной психологии являются сведения об открытом поведении людей в группах или информация о каких-либо характеристиках сознания (психологических характеристиках самой группы).
Еще одна проблема научного исследования в отношении социальной психологии заключается в том, что гипотеза здесь становится теоретической формой знания. При этом ее проверка способна создавать перечень дополнительных трудностей. Объединяя в себе аспекты естественной (экспериментальной) и гуманитарной науки, социальная психология в полной мере не обеспечивает выполнение требований неопозитивизма о верификации любых научных гипотез только через сопоставление с данными чувственного опыта.
В социальной психологии есть предметные области, в которые необходим ввод других критериев научности. По этой причине в последнее время растет интерес к качественным методам исследования, которые широко используются в гуманитарных науках (например, в социологии).
Для социально-психологического исследования важно качество эмпирической информации. Можно только утверждать, что требуемое качество сведений может быть достигнуто через соблюдение принципов репрезентативности выборки и надежность используемых инструментов. Особенное место в проблеме построения полноценного социально-психологического знания стало занимать соотношение между фундаментальными и прикладными исследованиями.
Методы различаются в зависимости от критериев связи задач исследования с непосредственными запросами практики. В случае, когда фундаментальные социально-психологические исследования ориентированы на поиск общих законов развития анализируемого социального объекта, то прикладные исследования ищут способы применения на практике того, что уже было открыто в фундаментальном мире.
Главная цель прикладного социально-психологического исследования состоит в решении определенной практической задачи. Это делается на основе внедрения его результата в реальный социальный процесс.
Наблюдение и опросы как методы социально-психологических исследований
Психические явления, которые имеют статус субъективной реальности, не способны непосредственно представляться внешнему наблюдателю в качестве явления внешнего мира. Решение вопроса о связи внешних проявлений наблюдаемых действий с состояниями человека и феноменальной картиной его внутреннего опыта, должно предполагать включение теоретической интерпретации (объяснительные схемы для конкретизации сферы наблюдаемого факта).
В соответствии с содержанием целей социально-психологического исследования принято рассматривать свободное наблюдение. Для него присущи минимальные ограничения того, что и когда наблюдать. Также есть целенаправленное наблюдение, для которого четко определяются цели, организация и способы отчета наблюдателей.
Для социально-психологических исследований часто применяется такой метод, как опрос. Он делится на основные типы:
- Очный опрос («лицом к лицу»);
- Опрос-интервью (беседа);
- Заочный опрос;
- Социально-психологическая анкета.
По аналогии с наблюдением, опрос в социально-психологических исследованиях используется как на ранних стадиях с «разведывательными» целями (уточнение гипотез), так и на основной стадии в качестве метода сбора первичной информации. На завершающей стадии он необходим для уточнения, расширения и контроля информации, которая получена благодаря другим методам.
Социометрический опрос — это еще один популярный метод. Он значительно отличается от анкетного опроса или интервью, поскольку вопросы относятся к эмоциональной стороне межличностных отношений. В этом случае нельзя говорить об анонимности, что, как правило, способно вызвать внутренние затруднения со стороны опрашиваемых.
Контент-анализ и эксперимент как методы социально-психологических исследований
В социально-психологических исследованиях нашел популярность такой метод, как контент-анализ (изучение документов). Методы анализа документов классифицируются на две основные группы:
- Традиционный анализ, в основе которого лежат общие логические операции анализа, синтеза, сравнения, оценки и умозаключения;
- Формализованные количественные методы анализа, возникшие в качестве альтернативы традиционным методам (позволяют искать средства, которые позволят минимизировать долю субъективизма и приводить язык документа к языку исследования).
Эксперимент представляет собой исследовательскую деятельность, которая направлена на изучение причинно-следственных связей. Он предполагает эмпирическое моделирование явления и условий его проявления; активное влияние исследователя на него; измерение отклика (реакций) на воздействие; неоднократную воспроизводимость результатов.
Эксперимент в области социально-психологических исследований становится средством проверки причинно-следственных (каузальных) гипотез. Ученые рассматривают его в качестве гипотетико-дедуктивного метода познания. Эксперимент воспроизводит предмет исследования как переменную экспериментальную ситуацию (независимую или зависимую). Основная проблема, решаемая на данной стадии, заключается в установке максимально полного соответствия теоретических представлений о предмете исследования эмпирическим критериям эксперимента.