Этнопсихологическое исследование, его объект, предмет, задачи и цели
Этнопсихология - это междисциплинарная наука, возникшая на пересечении культурной антропологии и психологии.
Объект изучения этнической психологии - расы, нации, национальности, национальные общности. Ее основной предмет исследования - психологические особенности различных рас и народов.
Основными задачами этнопсихологических исследований является изучение:
- особенностей психики представителей различных народностей,
- особенностей национального мировосприятия,
- национальных особенностей построения взаимоотношений,
- особенностей национального характера,
- особенностей и закономерностей формирования национальных стереотипов и национального самосознания,
- закономерностей формирования обществ и национальных общин.
Получается, что основная цель эмпирической этнопсихологии - изучение общих параметров и различий в психологическом складе личности и деятельности у представителей разных народов.
Развитие этнопсихологии активно происходило в 20 веке, и оно реализовывалось в двух главных направлениях: этнологическом (психологическая антропология) и психологическом (сравнительно-культурная или кросс-культурная психология). Различия в этих двух подходах фундаментальные: этнологический подход является культурно-специфичным, он ориентирован на понимание явлений, возникающих в одной культуре; а сравнительно-культурный подход является универсалистским, они ориентирован на объяснение явлений, возникающих во всех культурах.
Таким образом, кросскультурный подход - это сравнение этнопсихологических особенностей у народов, живущих в одно и то же время, а исторический подход (этнологический) - это сравнение этнопсихологических особенностей одного и того же этноса, но в разные временные периоды
Наиболее традиционным методом для этнопсихологии является кросскультурный, исторический же используется реже и в больше степени в рамках исторической психологии.
Методы психологического исследования
Перед тем, как переходить непосредственно к самим методам этнопсихологии, стоит обратиться к общим методам психологического исследования.
Методы психологического исследования - это совокупность приемов и средств, позволяющих исследователям добывать новые эмпирические данные.
Существует множество классификаций методов психологического исследования, однако наиболее популярной является классификация методов Б. Г. Ананьева. Он выделяет: организационные методы: сравнительный или метод поперечных срезов, лонгитюдный, комплексный; эмпирические методы: обсервационный (наблюдение или самонаблюдение), эксперимент (формирующий, полевой, естественный), психодиагностика (тестирование, опрос, беседа, анкетирование и т. д.), анализ продуктов деятельности, моделирование (когда объект исследования недоступен или нужно проверить построенную исследовательскую модель), биографический (анализ жизненного пути человека); методы обработки данных: методы количественного (математического) анализа, методы качественного анализа методы интерпретации данных: генетический метод (линейное изучение материалов с опорой на ключевые моменты жизни), структурный метод (классификация или типологизация)
Обсервационные методы, например, широко используются в этнопсихологии (включенное и невключенное наблюдение, сплошное и выборочное, прямое и опосредованное, свободное и стандартизированное) для изучения мимики, экспрессии и поведенческих сценариев разных народов.
Психодиагностические методы - это также довольно распространенный способ получения данных, но он менее надежен и валиден, так как в этом случае встает проблема адекватности адаптации теста для другой культуры, коммуникативной ясности между исследователем и экспериментатором. То же касается и опросных методов.
Метод эксперимента также активно применялся в этнопсихологический исследованиях этнической специфики ассоциаций в двух направлениях: сравнительный анализ ассоциативных полей и анализ ассоциативных реакций на стимулы. Также в рамках эксперимента широко используется семантический дифференциал как разновидность ассоциативной методики.
Биографические методы исследования этнических особенностей строятся на исследовании природных реалий (климат, ландшафт, флора и фауна), социально-экономические характеристики (социальные группы, разделение труда, специфика семейных отношений).
И конечно же анализ материальной и духовной культуры этноса дает возможность выявлять наиболее существенные этнические особенности и различия.
Основные подходы этнопсихологических исследований и их специфика
В целом, может показаться, что этнопсихологические исследования - это относительно простая и доступная сфера исследований, которая строится на сравнении. Однако в этой сфере имеется целый ряд проблемный мест.
Во-первых, это валидность методик, ведь любая методика создается в конкретной стране и ориентирована на изучение особенностей представителей ее этноса. В связи с этим, встает вопрос: применимо ли использование данной методики для представителей другого этноса, как адаптировать эту методику так, чтобы содержание было понятно и максимально идентично. Ведь сравнительный анализ может быть реализован только в таких условиях.
Во-вторых, в ходе эмпирического исследования встает вопрос о беспристрастности исследователя и его способности объективно сопоставлять результаты представителей своей и иной культуры. Или же он может исследовать особенности только тех этносов, к которым сам не принадлежит.
В-третьих, существует явная проблема коммуникации: если исследователь приезжает в другую страну, погружается в другую культуру, то возникает сразу вопрос, смогут ли адекватно понимать друг друга исследователь и респонденты иной культуры, и насколько полученные результаты будут свободны от погрешностей, вносимых коммуникативными особенностями представителей разных культур.
Опосредованное этнопсихологическое исследование представляет собой анализ индивидуально-психологических и социально-психологических параметров в широком контексте: в связи с особенностями культуры, экологии или истории страны. Анализ таких взаимосвязей проводится с помощью корреляционной модели связи и отношений.
Наиболее интересной формой опосредованного этнопсихологического исследования является анализ психологических переменных в рамках причинно-следственных связей. Существует множество работ, в которых исследовано влияние различных факторов (биологических, экологических, исторических, культурных, социальных) на особенности формирования и развития психических процессов и черт в рамках определенного этноса.
Есть и исследования противоположного типа, в рамках которых считается, что сама психическая деятельность определяет специфику многих культурных явлений общественной и исторической жизни этноса.
Представители данной парадигмы пытаются установить связь между этническими особенностями психической деятельности с тем, как они воплощаются в продуктах деятельности данного этноса (творчестве, традициях, истории и т. д.)
Другой подход является более поздним, он ориентирован на изучение этнического самосознания в его взаимосвязи с непосредственным поведением. В этом и есть отличие данного подхода от первого: если в рамках опосредованного подхода происходит сравнительный анализ Я-индивидуального или Я-социального, то в рамках этого подхода происходит анализ Мы-как этнос, которое имеет два ответвления Мы-Я (изучение этнического самосознания) и Мы-Они (изучение этнического самосознания и способов построения межэтнических взаимоотношений).