Проективные методики
Изначально проективные методики были основаны на фрейдовской теории и понимании проекции как защитного механизма психики, который перекладывает тревожащие симптомы на другой объект. В проективном подходе испытуемого помещают в определенную ситуацию, реакцию на которую он осуществляет в зависимости от того, имеет ли для него значение данная ситуация, перекликается ли она с его мыслями и чувствами.
Проективные методики позволяют рассмотреть неосознаваемые формы мотивации, что делает их одним из наиболее глубинных методов познания психики. Первую концепцию проективного метода предложил Генри Мюррей. По его концепции в основе проективной методики лежит три принципа:
- Принцип направленности на особенное, уникальное в организации личности среди всей системы взаимосвязанных внутри нее процессов.
- Принцип рассмотрения личности как устойчивой системы динамических процессов, основанных на опыте и потребностях.
- Принцип постоянства внутренней системы, действующей на протяжении всей жизни индивида и формирующей, направляющей и искажающей жизненные ситуации, интегрируя их в самое себя.
Все проективные методы обладают следующими характеристиками:
- Неопределенность стимула
- Отсутствие ограничений в выборе вариантов и способов ответа
- Безоценочность
- Отсутствие жестких рамок и структурированности задачи
- Краткость инструкции
Все эти особенности направлены на стимулирование воображения, которое, в свою очередь, раскрывает горизонты для проекции. Исследования показали, что существует зависимость между ответами испытуемого и свойствами стимула и ее нельзя не учитывать.
При всем при этом проективные методики считаются дополнительными, так как к ним нельзя применить психометрику (показатели надежности и валидности). Изначально проективные методики родились в клинике (ТАТ, пятна Роршаха).
Рисуночные тесты как проективный метод
Психология рисунка направлена на отображение мыслей, мироощущения, чувств человека; это средство проникновения во внутренний мир человека.
Психологический анализ личности человека по его рисункам как метод профессиональной психологии возник в начале XX века. Тогда появились первые тесты, целью которых являлась диагностика разных аспектов личности по рисункам человека.
Рисунок в качестве проективной методики в настоящее время является самым распространенным благодаря своей вариативности и при этом достаточно высокой для проективной методики валидности и надежности. Рисунок как проективный метод дает качественную информацию об особенностях личности испытуемого.
Проективных рисуночных тестов существует довольно много. Каждый из них ориентирован на какую-то сферу жизнедеятельности и призван выявить глубинные мотивы человека в той или иной сфере. В связи с этим интерпретация таких рисунков требует индивидуального подхода. Однако существуют некоторые признаки, являющиеся общими для многих проективных рисуночных тестов.
Описание различных деталей рисуночного теста, основанное на методике «Автопортрет» представлено ниже.
По заданию теста необходимо взять карандаш и небольшой лист бумаги (10х15) и нарисовать себя самого (одного или в окружении других людей, семьи или коллег). Художественные способности в рисуночных тестах не играют роли.
По элементам рисунка можно сказать следующее.
-
Голова
Как правило. величина головы дает информацию об интеллектуальных амбициях человека, его удовлетворенности в интеллектуальной сфере, об адекватности самооценки в этой области.
-
Глаза
большие глаза намекают на страх и подозрения, маленькие глаза говорят о центрированности на себе и закрытости.
-
Уши и нос
Большие уши символизируют прислушивание к чужлму мнению, зависимость от него, чувствительность к мнению окружающих. Выдающийся нос симфолизирует акцентированность на сексуальной сфере. Широкие ноздри могут сигнализировать об агрессии.
-
Рот
Проблемы в общениии обычно показываются выделенным ртом, в то время как не нарисованный или слабо вделенный рот может свидетельствовать о вялости в общении и даже депрессии и нестабильном психическом состоянии.
-
Руки
Руки являются символом контакта человека с обществом и миром в целом. Скованные руки говорят о жесткости, замкнутости, повышенных требованиях к себе. Слабые, хрупкие руки предполагают неуверенность в себе. Длинные и сильные руки наоборот, говорят о силе и амбициозности.
-
Ноги
Ноги являются свидетельством того, как прочно человек "стоит на земле". Крупные ноги означают потребность в безопасности. Чем длиннее ноги, тем больше выражено желание быть независимым. Отсутствие ног предполагает нестабильность, ощущение пустоты, отсутствия жизненного фундамента.
Схематическое изображение. Если рисунок схематичный, то, скорее всего, это рисунок человека с интеллектуальным складом, того, для кого большую роль играют общие критерии и явления.
Реалистическое изображение. Детальность предполагает человека педантичного, внимательного к мелочам. человека с аналитическим складом.
Изображение-метафора. Если человек рисует себя не в виде человека, а в виде чего-то или кого-то другого, то это говорит о художественном складе мышления, развития креативности и воображения, а таке о чувстве юмора.
Портрет в интерьере. Изображение себя в окружении чего-либо (местность, пейзаж, обстоятельства) говорит об экстраверсии и желании находиться среди людей.
Эмоциональный портрет. Изображение себя в неком эмоциональном состоянии. Это говорит о высокой чувствительности и склонности к саморефлексии.
Изображение портрета со спины. Если человек рисует себя со спину, то это стремление выделиться, показать свою индивидуальность и противоречивость.