Педагогическая психология – молодая перспективная самостоятельная отрасль психологических исследований, тесно связанная с психологией труда и возрастной психологией.
Объект научного направления
Объектом изучения педагогической психологии выступает личность человека в процессе ее постоянного развития под влиянием целенаправленного педагогического воздействия.
Предмет научной отрасли
Предметом научной отрасли является выявление особенностей и механизмов влияния образовательно-воспитательного процесса на психическое развитие личности; роль педагогической деятельности на становление личности как обучающегося, так и педагога.
Предметом научного направления выступают факты, механизмы, закономерности освоения личностью социокультурного опыта; изменения, вызываемые педагогическим воздействие на личностное и интеллектуальное развитие.
Педагогическая психология исследует закономерности овладения обучающимися совокупностью знаний, умений и навыков, формирования профессиональных компетенций, влияния образовательно-воспитательного процесса на развитие психики, особенности формирования творческих способностей, условия появления психических новообразований.
Основные проблемы педагогической психологии
Основные проблемы научного направления представлены следующими группами:
- Связь целенаправленного педагогического воздействия с его психологическим развитием. В рамках данной группы проблем рассматриваются вопросы оптимизации содержания образования, направленного на психическое развитие; взаимосвязь между биологическим созреванием детского организма и обучением.
- Сочетание индивидуальных и возрастных особенностей развития личности ребенка, выбор оптимальных для конкретных детей и возрастных категорий воспитательных и образовательных методов. Каждый возрастной период открывает перед личностью определенные возможности, имеет свой образовательный и воспитательный потенциал, которые должен учитываться в процессе организации и реализации целенаправленного педагогического воздействия. Кроме того, обучение требует максимально полного учета индивидуальных особенностей ребенка.
- Максимально полное и эффективное использование сенситивных периодов развития детской психики. Под сенситивным периодом в современной научной литературе понимается возрастной период, характеризующийся наибольшей чувствительностью психики к тому или иному виду воздействия. По сегодняшний день не все сенситивные периоды личностного и интеллектуального развития ребенка известны педагогической психологии, спорными остаются также вопросы определения их границ. Отсутствие понимания границ сенситивного периода, в свою очередь, затрудняет использование их потенциала в процессе целенаправленного педагогического воздействия.
- Определение психологической готовности дошкольника к сознательному воспитанию и обучению. Ни одно психологическое новообразование не возникает стихийно, внезапно; появление любого психологического свойства предваряется длительным периодом латентных, скрытых преобразований. К сожалению, на современном этапе развития педагогической психологии об этих свойствах, характеристиках, новообразования известно крайне мало. Соответственно, диагностика уровня сформированности тех или иных психологических новообразований, свойств становится одной из наиболее актуальных проблем научного направления. Огромную трудность представляет также поиск надежных, валидных методов психодиагностики готовности дошкольника к обучению.
Таким образом, педагогическая психология направлена на исследование закономерностей влияния образовательно-воспитательного процесса на психическое развитие личности; изучение ряда актуальных проблем взаимосвязи обучения и развития психики.