Способы построения высших психических функций задает экспериментально-генетический метод, а анализируя опыт экспериментального обучения, можно назвать определенные системы принципов его построения.
Принцип психологического анализа «по единицам»
С принципом атомарного анализа психики постоянно соседствуют принципы реактивности и адаптивности. Принцип атомарного анализа психики базируется на положении того, что целое всегда есть сумма составляющих его частей и не более того. Л.С. Выготский назвал этот принцип анализом «по элементам». Ученый считал, что существенным признаком этого анализа являются продукты, которые являются чужеродными по отношению к анализируемому целому. По его мнению, эти элементы не содержат в себе свойств, присущих целому как таковому и обладают целым рядом новых свойств, которые это целое никогда бы не обнаружило.
Типичным примером анализа поведения человека «по элементам» можно назвать сведение поведения человека к сумме рефлексов в радикальном бихевиоризме.
Системный принцип анализа «по единицам» представляет собой полную противоположность принципу анализа «по элементам». Существенной чертой принципа анализа «по единицам» является то, что продукт такого анализа несет в себе все основные свойства, присущие целому.
Именно из этого принципа исходит А.Н. Леонтьев в процессе разработки представлений о структуре предметной деятельности. Иерархическая уровневая структура предметной деятельности имеет относительно самостоятельные единицы, но не отторжимые от её живого потока – действия и операции.
Структурные моменты деятельности, как указывает А.Н. Леонтьев «единицы деятельности» не имеют своего отдельного существования. Выделение этих «единиц» как бы дает ответ на три вопроса:
- Для чего осуществляется деятельность?
- На что она направлена?
- Какими способами эта деятельность реализуется?
При ответе на первый вопрос выделяют такой системообразующий признак, как мотив деятельности. Во втором ответе внутри деятельности системообрзующим признаком выступает цель, к которой стремится побуждаемый мотивом, человек. Отвечая на третий вопрос, выделяют операцию, в которой способ осуществления действия соотносится с условиями достижения цели. Как правило, в этих условиях фиксированы те или иные «функциональные значения».
Следующим необходимым моментом психологического строения деятельности являются реализаторы действий и операций, т.е. психофизиологические механизмы. Таково строение предметной деятельности.
При объяснении различных сторон психической деятельности и в зависимости от задачи, которую ставит перед собой исследователь, у него начинают «работать» разные «единицы» деятельности. Например, в качестве «единицы» при анализе развития личности, выступает «особенная деятельность». Представления о периодизации развития личности ребенка, разработанные Д.Б. Элькониным, выступают образцом такого рода исследований.
Такая «единица» анализа, как совместная предметная деятельность, применяется в работах Г.М. Андреевой, А.В. Петровского при исследовании социальной перцепции и динамики групповых процессов в социальной психологии.
При исследовании познавательных процессов, в качестве «единицы анализа» используется «действие», например, при изучении запоминания, мышления или восприятия. «Действие» в исследованиях памяти рассматривается как основная единица структурного, функционального и генетического анализа непроизвольного запоминания.
Анализ «единиц» деятельности обрывается как бы на таких единицах, как «действие» и «операция». Методологические исследования не рассматривают в качестве единиц деятельности поступки и деяния. Началом личности становятся первые активные и сознательные поступки.
Суть принципа анализа по единицам
Это способ решения проблемы по выяснению причинных связей и отношений, которые лежат в основе сложных психических процессов.
Принцип направлен на определение исходного отношения, который в реальности всегда существует в виде противоречия. Это порождает класс явлений как целостность. «Клетка» – выделенная психологическая единица, сохраняет свойства целого, выступая как возможность их возникновения в процессе собственного развития. Принцип имеет свою основную задачу – найти в каждой психологической целостности те черты и моменты, которые сохранили бы примат целого. Такое применение их обусловлено естественным происхождением психических процессов.
Анализ по единицам в экспериментально-генетическом методе сочетается с генетическим путем научного исследования и содержит научное обоснование развития психических процессов.
Результатом экспериментально-генетического исследования становится историческое объяснение, представляющее собой определенную форму поведения и означающее поиск происхождения процесса. В конечном итоге – возможность составить представление об истории его развития и о том, что привело его к современному состоянию.
Проблема единиц анализа психики в психологии
Эта проблема всегда была одной из основных в психологии. По мере того, как увеличивалось количество психологических школ и направлений возрастало количество идей относительно «единиц» анализа психики. Свои варианты «единиц» анализа психического предлагала каждая новая школа.
Элементарные явления – простейшие ощущения в ассоцианизме, реакции в реактологии, рефлексы в рефлексологии, поведенческие акты в бихевиоризме отмечаются в направлениях классического типа.
Представления о «единицах» анализа в неклассической психологии радикально изменяются в соответствии с изменением типа научной рациональности. Обращаясь к «единицам» анализа психического, которые по возможности вмещают системные особенности предмета как целого, неклассическая психология опирается на принцип невозможности сведения целого к совокупности его частей. Например, структурные отношения между фигурой и фоном, которые рассматриваются в качестве «единицы» анализа психического в гештальтпсихологии.
Проблема единиц анализа личности в советской психологии
Анализ по «элементам», согласно Л.С. Выготскому, не позволяет получить полноценные представления об объекте как целом. И, наоборот, анализ по «единицам» предполагает обращение к психологическим структурам, которые сообщают информацию о системе как едином психологическом целом.
В качестве «единицы» анализа психического, он рассматривал сначала значение, а потом ключевые переживания человека.
Проблему «единиц» анализа психики пытались решить, помимо него, и другие отечественные психологи.
Д.Н. Узнадзе рассматривал в этом отношении установку, а А.Н. Леонтьев рассматривал деятельность.
У В.П. Зинченко, развивающего идеи С.Л. Рубинштейна, в качестве такой «единицы» было действие субъекта.
В советской психологии отдельно ставилась проблема «единиц» анализа личности. В качестве таковой, например, Ф.В. Бассин предлагал «значащие переживания». Переосмыслив идеи Л.С. Выготского Н.Д. Гордеева и В.П. Зинченко, так охарактеризовали требования к «единице» анализа психического:
- «Единица» анализа должна быть внутренне связанной психологической структурой;
- Она должна фиксировать объективные противоречия, характеризующие исследуемое целое;
- «Единицы» должны предполагать возможность развития;
- Разложение «единицы» исследования психического на элементы исключается;
- Отношение целого к «единице» должно носить иерархический характер;
- Генетически исходные «единицы» анализа психического должны иметь чувственно воспринимаемую форму;
- Анализ целого по «единицам» должен предполагать возможность изучения важнейших свойств этого целого;
- Обеспеченность возможностью контекстуализации целого относительно явлений более высокого порядка.