Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Построение экспериментально-генетического исследования

Способы построения высших психических функций задает экспериментально-генетический метод, а анализируя опыт экспериментального обучения, можно назвать определенные системы принципов его построения.

Принцип психологического анализа «по единицам»

С принципом атомарного анализа психики постоянно соседствуют принципы реактивности и адаптивности. Принцип атомарного анализа психики базируется на положении того, что целое всегда есть сумма составляющих его частей и не более того. Л.С. Выготский назвал этот принцип анализом «по элементам». Ученый считал, что существенным признаком этого анализа являются продукты, которые являются чужеродными по отношению к анализируемому целому. По его мнению, эти элементы не содержат в себе свойств, присущих целому как таковому и обладают целым рядом новых свойств, которые это целое никогда бы не обнаружило.

Типичным примером анализа поведения человека «по элементам» можно назвать сведение поведения человека к сумме рефлексов в радикальном бихевиоризме.

Системный принцип анализа «по единицам» представляет собой полную противоположность принципу анализа «по элементам». Существенной чертой принципа анализа «по единицам» является то, что продукт такого анализа несет в себе все основные свойства, присущие целому.

Именно из этого принципа исходит А.Н. Леонтьев в процессе разработки представлений о структуре предметной деятельности. Иерархическая уровневая структура предметной деятельности имеет относительно самостоятельные единицы, но не отторжимые от её живого потока – действия и операции.

Структурные моменты деятельности, как указывает А.Н. Леонтьев «единицы деятельности» не имеют своего отдельного существования. Выделение этих «единиц» как бы дает ответ на три вопроса:

  1. Для чего осуществляется деятельность?
  2. На что она направлена?
  3. Какими способами эта деятельность реализуется?

При ответе на первый вопрос выделяют такой системообразующий признак, как мотив деятельности. Во втором ответе внутри деятельности системообрзующим признаком выступает цель, к которой стремится побуждаемый мотивом, человек. Отвечая на третий вопрос, выделяют операцию, в которой способ осуществления действия соотносится с условиями достижения цели. Как правило, в этих условиях фиксированы те или иные «функциональные значения».

«Построение экспериментально-генетического исследования» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Следующим необходимым моментом психологического строения деятельности являются реализаторы действий и операций, т.е. психофизиологические механизмы. Таково строение предметной деятельности.

При объяснении различных сторон психической деятельности и в зависимости от задачи, которую ставит перед собой исследователь, у него начинают «работать» разные «единицы» деятельности. Например, в качестве «единицы» при анализе развития личности, выступает «особенная деятельность». Представления о периодизации развития личности ребенка, разработанные Д.Б. Элькониным, выступают образцом такого рода исследований.

Такая «единица» анализа, как совместная предметная деятельность, применяется в работах Г.М. Андреевой, А.В. Петровского при исследовании социальной перцепции и динамики групповых процессов в социальной психологии.

При исследовании познавательных процессов, в качестве «единицы анализа» используется «действие», например, при изучении запоминания, мышления или восприятия. «Действие» в исследованиях памяти рассматривается как основная единица структурного, функционального и генетического анализа непроизвольного запоминания.

Анализ «единиц» деятельности обрывается как бы на таких единицах, как «действие» и «операция». Методологические исследования не рассматривают в качестве единиц деятельности поступки и деяния. Началом личности становятся первые активные и сознательные поступки.

Суть принципа анализа по единицам

Это способ решения проблемы по выяснению причинных связей и отношений, которые лежат в основе сложных психических процессов.

Принцип направлен на определение исходного отношения, который в реальности всегда существует в виде противоречия. Это порождает класс явлений как целостность. «Клетка» – выделенная психологическая единица, сохраняет свойства целого, выступая как возможность их возникновения в процессе собственного развития. Принцип имеет свою основную задачу – найти в каждой психологической целостности те черты и моменты, которые сохранили бы примат целого. Такое применение их обусловлено естественным происхождением психических процессов.

Анализ по единицам в экспериментально-генетическом методе сочетается с генетическим путем научного исследования и содержит научное обоснование развития психических процессов.

Результатом экспериментально-генетического исследования становится историческое объяснение, представляющее собой определенную форму поведения и означающее поиск происхождения процесса. В конечном итоге – возможность составить представление об истории его развития и о том, что привело его к современному состоянию.

Проблема единиц анализа психики в психологии

Эта проблема всегда была одной из основных в психологии. По мере того, как увеличивалось количество психологических школ и направлений возрастало количество идей относительно «единиц» анализа психики. Свои варианты «единиц» анализа психического предлагала каждая новая школа.

Определение

Элементарные явления – простейшие ощущения в ассоцианизме, реакции в реактологии, рефлексы в рефлексологии, поведенческие акты в бихевиоризме отмечаются в направлениях классического типа.

Представления о «единицах» анализа в неклассической психологии радикально изменяются в соответствии с изменением типа научной рациональности. Обращаясь к «единицам» анализа психического, которые по возможности вмещают системные особенности предмета как целого, неклассическая психология опирается на принцип невозможности сведения целого к совокупности его частей. Например, структурные отношения между фигурой и фоном, которые рассматриваются в качестве «единицы» анализа психического в гештальтпсихологии.

Проблема единиц анализа личности в советской психологии

Анализ по «элементам», согласно Л.С. Выготскому, не позволяет получить полноценные представления об объекте как целом. И, наоборот, анализ по «единицам» предполагает обращение к психологическим структурам, которые сообщают информацию о системе как едином психологическом целом.

В качестве «единицы» анализа психического, он рассматривал сначала значение, а потом ключевые переживания человека.

Проблему «единиц» анализа психики пытались решить, помимо него, и другие отечественные психологи.

Д.Н. Узнадзе рассматривал в этом отношении установку, а А.Н. Леонтьев рассматривал деятельность.

У В.П. Зинченко, развивающего идеи С.Л. Рубинштейна, в качестве такой «единицы» было действие субъекта.

В советской психологии отдельно ставилась проблема «единиц» анализа личности. В качестве таковой, например, Ф.В. Бассин предлагал «значащие переживания». Переосмыслив идеи Л.С. Выготского Н.Д. Гордеева и В.П. Зинченко, так охарактеризовали требования к «единице» анализа психического:

  • «Единица» анализа должна быть внутренне связанной психологической структурой;
  • Она должна фиксировать объективные противоречия, характеризующие исследуемое целое;
  • «Единицы» должны предполагать возможность развития;
  • Разложение «единицы» исследования психического на элементы исключается;
  • Отношение целого к «единице» должно носить иерархический характер;
  • Генетически исходные «единицы» анализа психического должны иметь чувственно воспринимаемую форму;
  • Анализ целого по «единицам» должен предполагать возможность изучения важнейших свойств этого целого;
  • Обеспеченность возможностью контекстуализации целого относительно явлений более высокого порядка.
Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 30.11.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot