Понятие детско-родительских отношений
Родительское отношение это система эмоционального реагирования на ребенка его родителями, отношение к нему и способы их взаимодействия.
Психологи понимают родительские отношения как субъективную сторону отражения существующей реальности при активном взаимодействии родителей с детьми.
Взаимоотношениями считаются взаимные позиции одного человека к другому, учитывая постоянное общение. Семья в жизни ребенка является основной личностной ценностью.
Каждый человек в социальной среде имеет на протяжении всей своей жизни важный показатель, который называется семейно-брачным состоянием. Он отражает взаимоотношения всех членов семьи между собой. Семья служит ребенку основным окружением, благодаря которому формируется его физический, психический эмоциональный и интеллектуальный уровень развития.
Родители с первых дней жизни обеспечивают практически все его потребности, как базовые, так и дополнительные. В каждой семье существует стиль воспитания, характеризующий отношение родителей к ребенку. Фундаментальным фактором, формирующим разностороннее развитие ребенка, является воспитательная позиция родителей, задающая направление в стиле воспитания.
Лучшие родительские позиции соответствуют следующим требованиям:
- Чувство адекватности отражает способность родителей видеть в своем ребенке индивидуальность и чутко относиться к его внутреннему миру.
- Чувство гибкости показывает перестройку родительской позиции в неожиданных ситуациях и учитывание реакции ребенка на событие.
- Чувство прогностичности. Такая позиция показывает, что во взаимоотношениях родителей и детей не ребенок задает направление в общении, а родители определяют направление развития новых качеств характера в ребенке.
В неблагополучных семьях, при нарушении данных позиций по одному или нескольким показателям появляются проблемы в воспитании детей.
Типы семейного воспитания
Проведённые психологические исследования показывают, что для точной оценки воспитания необходимо учитывать несколько аспектов. Поведение родителей стоит из эмоционального отношения к ребенку и поведенческой характеристики. На основе этих данных сформированы следующие типы воспитания:
- сдержанное воспитание, характеризующееся яркими эмоциями по отношению к ребенку и чрезмерным контролем за его поведением;
- сдержанное отношение, с поддержкой инициативы ребенка и независимости его характера;
- поверхностное воспитание, проявляющее холодное эмоциональное отношение родителей и недостаток чувственных проявлений, при этом ребенку предоставляется личностная свобода;
- холодное воспитание, проявляющее постоянную критичность и недовольство ребенком, придирки и частые наказания за его поступки.
По материалам исследований Спиваковской А.С. психологами выделены следующие типы воспитания детей по степени эмоционального проявления:
- Первый тип семьи, построенный на принципах любви и понимания. Можно выразить формулой "Ребенок является центром моей жизни". Взаимоотношения характеризуются нежностью к детям, разнообразием развивающих занятий и заботой об их жизни и разностороннем развитии.
- Второй тип семьи построен на неприятии и критике ребенка.Можно выразить формулой "Нет дела до этого ребенка, я не хочу о нем заботится". Взаимоотношения характеризуется невнимательностью к детям, жестокостью и нежеланием общаться с ребенком.
Учитывая приведённые выше данные, следует уделять значительное внимание детско-родительским отношениям, составляющим основу отношений в семье и развитию личности человека.