Детско-родительские отношения представляют собой семейные отношения, в которые вовлечен ребенок; подструктуру неравнозначных семейных отношений, процесс активного взаимодействия, взаимовлияния родителей и ребенка; избирательную в оценочном и эмоционально плане психологическую связь ребенка с родителем, которая выражается в эмоциях, действиях, реакциях, связанных с возрастно-психологическими, индивидуальными особенностями ребенка.
Специфика детско-родительских отношений
Выступая одним из видов человеческого взаимодействия, детско-родительские отношения характеризуются рядом особенностей, включая следующие:
- указанный вид взаимодействия имеет чрезвычайно высокую значимость для личностного развития ребенка;
- детско-родительские отношения имеют двойственный характер: с одной стороны, родители должны заботиться о ребенке, с другой, - должны научить его заботиться о себе самому;
- взаимодействие находится в процессе постоянного развития, изменения в связи с необходимостью учета возрастных, психологических, индивидуальных особенностей ребенка, заканчиваются неизбежным отдалением ребенка от родителей.
Факторы влияния на особенности становления детско-родительских взаимоотношений
Специфика взаимодействия обусловлена рядом факторов, включая следующие:
- пол ребенка;
- возраст родителей;
- особенности характера, темперамент родителей;
- национально-культурная принадлежность родителей и ребенка;
- социальный статус;
- профессиональная принадлежность;
- уровень общей, педагогической культуры.
Стили детско-родительского взаимодействия
Вся совокупность различных форм взаимодействия в системе отношений «родитель – ребенок» представлена тремя стилями родительского поведения:
- авторитетный;
- авторитарный;
- попустительский.
Реализация того или иного стиля поведения приводит к формированию отдельных психологических качеств, характеристик личности ребенка:
- при авторитетном стиле родительских установок у ребенка формируются такие качества, как общительность, отзывчивость, высокая склонность к эмпатии, ициниативность, самостоятельность;
- при авторитарном стиле родительского поведения формируется раздражительность, склонность к конфликтам, неспособность к преодолению проблемно-конфликтных ситуаций;
- при попустительском стиле воспитания ребенок становится импульсивным, агрессивным, неспособным контролировать собственное поведение.
Измерения родительского отношения к ребенку
В структуре взаимоотношения между родителями и детьми отдельно выделяют родительскую установку, характеристика которой может осуществляться на основании следующих параметров:
- чувствительность – нечувствительность, которая находит свое отражение в способности матери принимать и понимать потребности ребенка, ценить и уважать его точку зрения;
- поддержка – игнорирование - шкала, отражающая степень эмоциональной адекватности матери, ее эмоциогенность, эмоциональность;
- кооперативность – вмешательство - отражаются в уважении матери к индивидуальности, самостоятельности ребенка, ее склонность к поддержке инициативности, творчества ребенка либо стремление к навязыванию собственной точки зрения;
- принятие – отвержение, которое свидетельствует о ценностной значимости ребенка для матери, его роли для семьи.
Таким образом, детско-родительские отношения представляют собой сложный комплекс взаимодействий со стороны родителей и ребенка, в котором родители, с одной стороны, являются неотъемлемыми элементами социально-природной окружающей среды, с другой, - «конструкторами» поведения, агентами социализации ребенка.