Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Интернет и его роль в развитии детско-родительских отношений

Все предметы / Психология / Интернет и его роль в развитии детско-родительских отношений
Определение 1

Воздействие интернета на человека — это феномен, который рассматривается, как правило, в виде негативного воздействия на психику, развитии зависимости, способствующей возникновению дополнительной формы идентификации и изменению в структуре Я-концепции.

Интернет и его влияние на детей и подростков

В связи с неуклонным расширением возрастных границ пользователей интернетом, в общественной жизни произошло формирование запроса на исследование этого феномена. Особенную актуальность приобрела проблема определения и понимания психологической причины погружения в виртуальную реальность детей и влияния этого процесса на семейные отношения.

Существует исследовательский интерес к проблемам безопасного нахождения детей в виртуальном пространстве. По этой причине психологические механизмы вовлечения в среду интернет изучаются, как правило, на выборках подростков и взрослых.

Игровая виртуальная реальность представляет собой такую реальность, в которой пользователи обладают некоторой матрицей вне сознания (как компьютерная игра). Существуют варианты манипуляции внутри определенной заданной матрицы для достижения цели, которую задает разработчик. Детские представления, фантазии и воображение при пользовании Интернетом очерчиваются через пространство задаваемых вариантов. Это и представляет собой принципиальные отличия компьютерного виртуального мира от реального.

Виртуальное пространство предлагает для любого субъекта шанс поэкспериментировать с идентичностью. Для современных школьников Интернет становится объектом продуктивной деятельности (кроме учебной) в качестве активности в виртуальном пространстве игры.

На разных стадиях развития психологической науки ориентиром исследования личности с помощью образа «Я» становилась самоидентичность реальности. Развитие и поддержка согласованности образа «Я» у младших школьников становятся значимыми процессами в рамках предотвращения проблем, которые возникают в подростковом возрасте. Сложно давать прогнозы относительно того, каким образом будет происходить становление Я-образа ребенка при условии взаимодействия с Интернетом, который стал основной доступной и желаемой формой досуга.

Готовые работы на аналогичную тему

Детско-родительские отношения как фактор увлеченности детей виртуальной реальностью

Один из факторов, который провоцирует формирование увлечения детей виртуальной реальностью с дальнейшей трансформацией образа Я, представлен трудностями установки коммуникации в детско-родительских отношениях.

Для исследования влияния Интернет на детско-родительские отношения в семье часто используется факторный анализ психологических составляющих этих отношений и Я-образа детей, являющихся активными пользователями Интернета. На первом его этапе можно взять за основу анкетирование и модифицированную методику выявления степени увлеченности Интернетом и компьютерными играми (разработана С. А. Кулакым).

Характеристики исследования включают:

  • Выраженный интерес к досугу в Интернете и к различным компьютерным играм (играм без эффекта «присутствия» и к ролевым играм);
  • Средний стаж участия в компьютерных играх;
  • Регулярность нахождения в сети.

В ходе исследования отношений можно выявить факторы, которые дают возможность установить эмпирическую взаимосвязь между психологическими аспектами Я-образа и детско-родительскими отношениями. Для школьников, являющихся активными пользователями Интернета и компьютерных игр, большую роль играет фактор «нарушения идентификации» и его связь с фактором «детско-родительские отношения».

В состав фактора «нарушение идентификации», как правило, входят такие переменные, как «виртуальное Я», «идеальное Я», «идентификация с персонажами», «высокая увлеченность нахождением за компьютером» и др.

Деятельное Я школьников, которые увлечены играми и нахождением в Интернете, включает самоописания, которые способны отражать их опыт и активность на этом поприще. В этой ситуации часто происходит смещение от стремления к реальной победе к увлечению виртуальными достижениями. Этот процесс ведет к дезадаптации, когда коммуникативные трудности детей способны побудить их к овладению различными способами прохождения уровней игры и к презентации себя в качестве умелого пользователя.

Для физического Я активных пользователей Интернета характерна слабая выраженность потребности рефлексировать свои эмоциональные переживания. Если рассматривать телесность и образ тела в рамках психоанализа, то здесь важно уделить внимание эмоциональным интеракциям детей и родителей. Для определенной стадии становления психики какая-либо зона тела становится центральной, при этом с ней начинает связываться получение удовольствия (теория З. Фрейда). Это представляет собой центральную стадию формирования образа тела, когда происходит установка самовосприятия телесного единства и проявление первого опыта самоотождествления.

Нарушение идентификации проявляется в том случае, когда в окружении зависимых детей нет подходящего объекта. Формирующаяся концепция о себе бессознательным образом начинает подкрепляться копированием значимого другого. Это не зависит от того, «любимый» он или «нелюбимый». С помощью идентификации происходит достижение символического владения желаемым, но недосягаемым объектом. В нашем случае им становится персонаж игры.

Желание погружаться в мир Интернета может быть выражено через стремление не только обыгрывать новые поведенческие паттерны и реализовывать фантазии, но и через обретение детьми ориентиров для собственного тела.

Фактор, который условно называется «детско-родительские отношения» включает переменные, которые отражают особенности образа Я и родительского отношения. Он состоит из родительского отношения, принятия, идентификации с родителями.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Евгения Кузнецова

Эксперт по предмету «Психология» , преподавательский стаж — 8 лет

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис