Психологическая коррекция – это мероприятия, имеющие комплексный, системный и психологический характер, которые предполагают вмешательство в структуру личности и предназначены для исправления или восстановления утерянных ценностей (качеств) личности.
Особенности методов психокоррекции
С помощью методов коррекции могут разрешаться проблемы профессиональной ориентации, социальных представлений, социальной и психологической адаптации личности.
Работоспособность, как и, в целом, успешная деятельность, комфортное общение могут быть определены не только посредством функции интеллекта, но и с помощью многих составляющих психологической структуры личности, включая ее компоненты:
- интеллектуальные,
- эмоциональные,
- волевые,
- мотивационно-потребностные и др.
Задачи психологической коррекции способны затрагивать основные сферы и ситуации оказания психологической помощи людям. Сегодня проявляется потребность в психологической коррекции личностных проблем, включая жизненные кризисы, межличностные отношения, агрессивное поведение, суицидальное поведение и др.
Педагоги-психологи, практические психологи или специальные психологи в ходе коррекционной работы должны брать за основу научную дифференциальную диагностику и методы психологической коррекции.
Методы коррекции эмоциональных нарушений в детском возрасте
Методы психологической коррекции эмоциональных нарушений у детей классифицируются на 2 группы: основные и специальные.
В состав основных методов психологической коррекции эмоциональных нарушений можно включить методы, представляющие собой базисную основу в психодинамическом и поведенческом направлении. В их состав входят: игровая терапия, арт-терапия, психоанализ, метод десенсибилизации, аутогенная тренировка, поведенческие тренинги и др.
В состав специальных методов входят тактические и технические приемы психологической коррекции. Они оказывают воздействие на устранение имеющихся дефектов, учитывая индивидуально-психологические факторы. Эти две группы методов тесно связаны между собой.
Подбирая методы психокоррекции эмоциональных нарушений, специалист должен опираться на специфическую направленность конфликта, который определяет эмоциональное неблагополучие ребенка. При наличии внутриличностного конфликта используются игровые и психоаналитические методы, а также семейная психокоррекция.
Если преобладают межличностные конфликты, то используется групповая психокоррекция. Она способствует оптимизации межличностных отношений и проводится в виде психорегулирующих тренировок с целью развития навыков самоконтроля поведения и смягчения напряжений в эмоциональной сфере.
В рамках отечественной психологии была произведена разработка и описание методов групповой психокоррекции преневротических нарушений в детском возрасте.
Психокоррекционный процесс
Если рассматривать психокоррекционный процесс в качестве системы, то в ней можно выделить несколько основных блоков: диагностический, установочный, коррекционный и оценочный.
Диагностический блок направлен на исследование индивидуальных особенностей детей. В его процессе происходит анализ факторов, которые повлияли на эмоциональное неблагополучие.
Перед проведением психокоррекционной работы психолог должен определить степень воздействия данных факторов на формирование у пациента невротического конфликта. Последний может занимать в жизни ребенка центральное место, оказываясь для него неразрешимым и быть затянутым, создавая аффективное напряжение. В свою очередь, напряжение способно обострить противоречия, увеличить неустойчивость и возбудимость, углубить и болезненно зафиксировать переживания, негативно отразиться на умственной работоспособности, дезорганизуя поведение ребенка.
Помимо методов, перечисленных выше, особо важное значение имеют игровые методы коррекции. Существенный психологический признак игры представлен одновременным переживанием индивидом условности и реальности ситуации, которая произошла.
В условных обстоятельствах, которые формируются по определенным правилам, игра позволяет пережить удачу, успех, познать собственные физические и психические силы. Перечисленные свойства игры в качестве деятельности способны раскрыть ее богатый психокоррекционный потенциал.
Ребенку в процессе коррекции может быть предложено не только игровое воспроизведение прошлого опыта, но и настоящего и даже моделирование нового опыта при наступлении вероятных стрессовых условий. Эффективность осуществления сюжетных и ролевых игр существенно зависит от социального детского опыта, включая особенностей представления ребенка о других людях, их чувствах и отношениях.
Особую роль в коррекции эмоциональной и волевой сферы детей могут иметь подвижные игры, которые обеспечивают эмоциональную разрядку, снимая торможение, имеющее отношение к страху.
Игры, направленные на развитие произвольности, необходимы для получения навыка управлять собой. В процессе таких игр ребенок знакомится с понятиями «сила», «воля», становится хозяином своих чувств. Пример таких игр - догонялки, соревнования, эстафеты.
Игры на развитие коммуникативных навыков призваны обучать умению сотрудничать, развивая вербальные и невербальные средства общения. Также широко используются игры на развитие воображения и творческого мышления.
Сказкотерапия представляет собой самый древний психологический и педагогический метод, который эффективен в работе не только с маленьким ребенком, но и с взрослым человеком. В сказках находится описание основ безопасной и созидательной жизни. Даже простое чтение сказок способно дать удивительный эффект, помогая преодолеть трудности жизни.
Музыкотерапия представляет собой особую форму работы с детьми. В этом случае используется музыка в любом виде. Исследования музыкального воздействия на человека выявили, что классические, джазовые, народные произведения повышают жизненный тонус, активизируя творческие способности человека и в целом оказывая благоприятное действие на психику.