Сущность и виды девиантного поведения подростков
Девиантное поведение – это устойчивый вид поведения, характеризующийся отклонением от общепринятых норм.
В настоящее время отмечается рост подростков с девиантным поведением. Это связано с тем, что в современном обществе кардинально изменилось отношение к детям. Зачастую родители путают свободное воспитание от вседозволенности, что в итоге приводит к избалованности ребенка, отсутствию у него авторитета взрослого. В подростковом возрасте это перерастает в девиантную модель поведения.
Отечественными и зарубежными исследователями предложены разнообразные подходы к классификации видов девиантного поведения у подростков. В основном все они основаны на анализе психических особенностей подросткового возраста.
Основной классификацией видов девиантного поведения у подростков является многомерная классификация, учитывающая единство и взаимозависимости поведения подростков:
- Делинктивное поведение – это отклоняющееся поведение, которое характеризуется крайними проявлениями, представляющими собой условно-наказуемые деяния. Данное поведение необходимо отличать от криминального, так как зачастую подростки проявляют его «за компанию», от озорства или любопытства.
- Аддиктивное поведение – это поведение, которое проявляется в стремлении уходе от окружающей подростка реальности путем искусственного изменения всего психического состояния, за счет приема различных препаратов или веществ, сосредоточении на определенном виде деятельности и т.д. Данное поведение основано на том, что подросток сосредоточен на том, что не только может дать ему определенные эмоции, но и поможет поддержать их интенсивность на протяжении определенного времени. Например, употребление алкоголя или наркотиков, занятие паркуром или прыжками с высоты и т.д.
- Патохарактерологическое поведение – это поведение, которое вызвано патологическими изменениями в характере подростка, сформировавшимися в результате не правильного воспитания. Например, завышенный уровень притязаний, склонность к самоввзвинчиванию, обидчивость и т.д.
- Психопатологический тип девиантного поведения – это тип поведения, который основан на психологических синдромах и симптомах, которые являются проявлением определенных психических заболеваний или расстройств. Например, саморазрушающее поведение, агрессивность по отношению к себе, суицидальные наклонности, алкоголизм, наркотизация.
Основные направления коррекции девиантного поведения подростков
Коррекционная работа с подростками, имеющими девиантное поведение, осуществляется в рамках единого педагогического процесса и направлена на формирование в ребенке гуманистических и общечеловеческих ценностей, активной гражданской позиции, положительно нравственных качеств личности.
Основная цель педагога, организующего коррекционную работу с подростками, – выявление и исправление (коррекция, преодоление) недостатков в развитии личности подростка, оказание ему необходимой помощи в успешном формировании картины мира и адекватной социализации в общество.
Основные направления коррекционной работы с подростками с девиантным поведением:
- Нормализация и обогащение знаний об окружающем мире, формирование адекватных взаимоотношений с окружающими людьми (педагоги, дети, родители и т.д.).
- Компенсация недостатков и пробелов в духовном мире подростка. Основным методом является вовлечение подростка в тот вид деятельности, который для него более привлекательный, и в котором он может добиться особых успехов.
- Восстановление тех положительных качеств, которые менее всего подверглись деформации.
- Стимулирование положительных качеств подростка, имеющих социальную значимость.
- Повышение интенсивности положительного развития личности, формирование положительных личностных качеств.
- Обогащение социально значимого жизненного опыта, посредством практической деятельности в разнообразных сферах жизни.
- Формирование здорового образа жизни, нравственного и эстетически правильного поведения.
- Ликвидация негативных качеств личности и вредных привычек, формирование положительных личностных качеств.
Характеристика методов коррекции девиантного поведения подростков
В настоящее время выделяют четыре основные группы методов, которые направлены на исправление и коррекцию девиантного поведения у подростков:
Методы, направленные на разрушение отрицательных черт характера, например, метод «Взрыва», метод «Реконструкция характера» и т.д.
Методы по перестройке самосознания и мотивационной сферы, включают в себя:
- объектное переосмысление собственных недостатков и достоинств;
- переориентировка самосознания;
- переубеждение;
- прогнозирование и предупреждение негативного поведения.
Методы, направленные на перестройку жизненного опыта, включают в себя:
- переучивания;
- ограничения;
- регламентацию привычного образа жизни;
- переключения.
Методы по предупреждению негативного и стимулированию положительного поведения, включают в себя:
- наказания и поощрения;
- соревнования;
- наличие положительной жизненной перспективы.
К специфическим методам коррекции девиантного поведения подростков относят:
- Суггестивные и гетеросуггестивные методики психокоррекции, которые построены на педагогическом внушении и самовнушении подростка.
- Дидактические методики психокоррекции, которые включают в себя убеждения и разъяснения, а также иные приемы, основанные на аргументированном воздействии, например: методика «Сократический диалог», методика «Обучение саногенному мышлению».
В комплексе приемов психологического воздействия выделяются приемы, задерживающие, тормозящие ход отрицательного развития личности воспитанников и созидающие, содействующие развитию положительных качеств личности, помогающие скорректировать отрицательную направленность чувств, эмоций, отношений, поведения педагогически запущенных подростков.