Сущность понятий «методология» и «метод»
Методология – это учение о научном методе вообще и о методах отдельных наук, также это культура научного исследования.
Разработка методологии психологии была и есть актуальным вопросом.
В переводе с греческого языка слово методология означает путь исследования. Это система принципов организации и построения теоретической и практической деятельности, система способов, а также учение об этой системе. Другими словами, методология является учением о методе.
Функция методологии двояка – с одной стороны она дает возможность описать и оценить деятельность человека с точки зрения внутренней организации, а с другой стороны – в методологических рамках вырабатываются рекомендации и правила или нормы познания и деятельности.
Необходимые достоверные сведения ученые получают с помощью методов, которые являются приемами и средствами познания, благодаря которым изучается предмет любой науки.
Методика содержит в себе описание объекта и процедуру его изучения и отвечает конкретным целям и задачам исследования. В методике содержится способ обработки полученных данных и способ фиксации результатов. На основании одного метода можно создать множество методик.
Перед современной психологией стоит важнейшая задача, суть которой заключатся в том, чтобы используемые методы и методики рассматривать как единую систему, в рамках системного подхода. Тот или иной предмет надо рассматривать с разных сторон, что позволяют сделать различные методы и на разных уровнях методологического анализа.
Любой предмет науки познается с помощью способа познания. Этим способом является метод. С помощью методов психологии познаются внутренние психические явления через анализ внешних психологических факторов. Все методы психологического исследования имеют общую цель, которая заключатся в точной регистрации, выявлении, фиксации психологических фактов. Это накопление эмпирических, опытных данных необходимо для дальнейшего теоретического анализа.
Для проведения психологических исследований психологи используют такие методы, как наблюдение, различные формы эксперимента, беседу, тесты, анализ продуктов деятельности ребенка, социально-психологические методы и др. Для каких-либо конкретных исследований используется несколько взаимодополняющих и контролирующих друг друга методов. Базой конкретных методов исследования являются методологические принципы, исходящие из теоретических положений науки.
Характеристика методов психологии
К основным методам психологических исследований относится метод наблюдения, являющийся основным эмпирическим методом любого исследования.
Существует несколько вариантов этого метода:
- внешнее наблюдение, при котором необходимая информация о человеке собирается в результате прямого наблюдения со стороны;
- внутренне наблюдение или самонаблюдение используется в том случае, когда задача психолога заключается в изучении интересующего его явления, которое непосредственно представлено в сознании человека;
- свободное наблюдение, не имеющее установленных заранее рамок, программы и процедуры. Проводится это наблюдение тогда, когда признаки изучаемого явления исследователю заранее не известны;
- стандартизированное наблюдение, наоборот четко определено в отношении наблюдаемого объекта;
- включенное наблюдение – исследователь выступает в роли непосредственного участника процесса и за его ходом ведет наблюдения, чтобы дать правильную оценку и прочувствовать самому;
- стороннее наблюдение не предполагает непосредственного участия наблюдателя.
Следующим методом является опрос, при котором человек должен ответить на ряд задаваемых вопросов. Опросы могут быть устными и письменными, и каждый из них имеет свои плюсы и минусы.
Применение устного опроса происходит в тех случаях, когда наблюдение желательно вести за поведением и реакциями человека, который отвечает на вопросы. Устный опрос помогает проникнуть в психологию человека значительно глубже, но требует специальной подготовки и значительных затрат времени. При этом опросе личность экспериментатора и особенности испытуемого играют большую роль.
Альернативой устного опроса является письменный опрос. Задаваемые вопросы и возможные ответы какими-то рамками не ограничиваются, может меняться тактика исследования, содержание вопросов, да и ответы могут быть нестандартными.
Вопросы и возможные ответы, заранее предусмотренные, а также ограниченные узкими рамками используются при стандартизированном опросе – он экономичен в материальных затратах и во времени.
Следующий метод психологической диагностики – тестирование. Метод использует стандартизированные вопросы, которые имеют определенную шкалу значений. С помощью тестирования с известной вероятностью определяется актуальный уровень развития у индивида личностных характеристик и необходимых знаний, умений и навыков. С помощью тестов можно получить количественную или качественную характеристику изучаемого явления.
Отличительной особенностью тестов является четкая процедура сбора и обработки первичной информации и своеобразие её последующей интерпретации. Тестовый метод позволяет изучать и сравнивать психологию разных людей, а также давать сопоставимые дифференцированные оценки.
Еще одним основным методом является эксперимент, специфика которого состоит в том, что он целенаправленно и продуманно создает искусственную ситуацию. Изучаемое свойство в созданной ситуации выделяется, проявляется и оценивается лучше. Эксперимент дает возможность делать выводы о причинно-следственных связях свойств личности, которые необходимо исследовать. Используется эксперимент реже по сравнению с другими методами, потому что его организация и проведение, на практике оказываются достаточно сложными.
Выделяют естественный и лабораторный эксперимент. Первый проводится в естественных условиях, а второй – в искусственно созданной ситуации.
Классификация методов
К классификации методов психологического исследования применяется несколько подходов.
Например, Б.Г. Ананьев выделяет несколько групп методов:
- организационные методы, включающие сравнительный, лонгитюдный, комплексный методы;
- эмпирические методы сбора первичной информации – обсервационные (наблюдение и самонаблюдение, эксперименты), психодиагностические методы – беседа, интервью, тесты, опросники, социометрия, анкета);
- праксиметрические методы, к которым относится хронометрия, циклография, профессиограмма, оценка продуктов деятельности;
- метод моделирования;
- биографический метод;
- методы обработки данных – статистический метод и метод дифференциации, метод анализа, позволяющий установить закономерности, скрытые от прямого восприятия;
- интерпретационные методы, включающие генетический метод, предполагающий исследование генетических связей;
- структурные методы, к которым относятся психография, психологический профиль, типологическая классификация.
Более упрощенную классификацию психологических методов тпредлагает И. Б. Гриншпун.
Рисунок 1. Классификация психологических методов И. Б. Гриншпун. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ