Методология науки
Методология науки ‒ это концепция знаний о принципах построения, способах и формах образования научного познания, а также о способах определения уровня необходимой обоснованности и верифицированности знаний, которые были получены в ходе научного исследования естественных (природных) и социальных явлений.
Если прежде понятие методологии охватывало главным образом комплекс представлений о философских началах познавательной деятельности, то сегодня ему соответствует внутренне специализированная и дифференцированная сфера знания.
Содержательная и формальная методология
В настоящее время методология подразделяется на содержательную и формальную. Первая содержит в себе следующие проблемы:
- строение научного знания в целом и в частности научной теории;
- законы порождения, функционирования и перемены теорий науки;
- понятийный каркас науки и ее отдельных дисциплин;
- определение схем объяснения, которые приняты в науке; операциональный состав и устройство методов науки;
- критерии и условия научности.
Формальные аспекты методологии сопряжены с анализом языка науки, формальной структуры научного обоснования, анализом и описанием формализованных и формальных методов изучения, в частности методов выстраивания научных теорий и критериев их логической истинности, типологии концепций знания и т.д.
Теоретические и методологические проблемы психологии
Когда рассматриваются методологические основы современной научной психологии, зачастую проблемы методологии смешиваются с теоретическими проблемами, с одной стороны, и с проблемами методическими, с другой стороны. Данные две группы проблем нужно разделять. Укажем основы подобного разведения.
Методологические проблемы психологии, как правило, связываются с нахождением ответов на два основных для психологии вопроса:
- Что является в психологии предметом исследования? Что такое психика?
- Как достичь достоверности на научном уровне и объективности знаний, получаемых в ходе изучения психических явлений?
Теоретические проблемы психологии, как и любой другой науки, появляются в связи с выстраиванием определенных психологических теорий, сконцентрированных на объяснение:
- Как объяснить качества состава, структуры, функций, происхождения, развития и формирования разных психических явлений?
- Какие закономерные, причинно-следственные связи находятся в основании развития, формирования психических явлений?
Методические проблемы сопряжены с планированием, организацией и анализом определенных способов извлечения новых результатов в науке, с ответами на вопросы:
- Какие имеются четкие способы (методы) извлечения новых научных сведений?
- Как могут быть созданы определенные условия, и какие средства могут быть применены для извлечения новых научных данных?
Кризисные явления в научной психологии
Кризисные явления в научной психологии указывают на то, что психология как наука находится в постоянном развитии, а также ее фиксированности на многогранных проявлениях психики. Все же существование методологического характера «кризиса» в научной психологии невозможно не признавать по ряду оснований.
Анализируя исследования, можно сгруппировать показатели кризисных явлений научной психологии:
- Отсутствие единой науки психологии, единого исследуемого предмета, целостных приемов методологии;
- Разночтения между исследовательской (академической, научной) и практической (психотерапевтической, психотехнической) психологиями;
- Активное присутствие парапсихологии, разнообразных околопсихологических, ненаучных концепций, которые конкурируют с научной психологией;
- Общий кризис материалистической естественнонаучной парадигмы, детерминизма, а также кризис деятельностного подхода в отечественной психологии.
Таким образом, существующий кризис в психологии – это кризис методологии психологической науки в мире, выходом из которого представляется, прежде всего, выработка оснований теоретической психологии – в первую очередь, в понимании предмета психологии и новых методологических принципов научной психологии.
Характеристика новой психологической методологии
Постановка и нахождение решения соответственных метанаучных вопросов могут быть нацелены не на выработку частных или конкретных научных теорий, которые касаются отдельных психологических явлений, а общих, базисных проблем построения теоретического знания в психологии.
К ним, в частности, можно причислить следующие:
- своеобразность научной психологической теории, ее различие от других концепций научных знаний;
- соотнесение теоретических и прочих знаний в современной психологии;
- уровни существования современного теоретического знания;
- различие психологических теорий от теорий, которые были разработаны в других науках;
- требования, которым должна отвечать научная психологическая теория;
- способы конструирования и проверки психологических теорий.
Выделяют характеристики новой психологической методологии:
- новая методология должна быть научной, свободной от идеологии, направленной на практику, «методологией на исторической основе», кроме того, нужны исследования, которые будут посвящены исследованию кризисных явлений в современной психологии и выходов из него;
- новая методология психологической науки должна быть методологией плюралистической, которая исходит из того, что путей к истине может быть большое количество;
- новая методология психологической науки должна быть методологией, направленной не исключительно на познание психического, но и на практику;
- новая методология психологической науки должна быть содержательно психологической методологией. То есть психологическая методология не должна сводить человека к ограниченным вопросам деятельности, общения, сознания и т.д., а осознавать, что человек есть, прежде всего, духовное существо.
Должны быть выработаны общие стандарты методологии в научной психологии и общие стандарты психологической науки в целом (с новой точки зрения должны быть точно обусловлены методы и принципы оказания психологической поддержки, стандарты обучения психологии, должностные предписания психологов, которые заняты на работе в разных сферах и течениях психологии и т.д.).
Благодаря формированию общих оснований практической и теоретической психологии, можно справиться с кризисными явлениями и, в конечном счете, вывести психологию как науку на новый научный уровень.