Методика СЖО (смысложизненные ориентации) — это разработка Д. А. Леонтьева, которая представляет собой адаптированный вариант теста «Цель в жизни» (Д. Крамбо и Л. Махолика). Она дает возможность провести оценку «источника» смысла жизни, который человек может видеть в будущем (цель), в настоящем (процесс) или в прошлом (результат).
Понятие и особенности смысложизненных ориентаций
Методика СЖО направлена на исследование такой категории, как смысложизненные ориентации. Они представляют собой сложный социально-психологический феномен, обладающий динамичностью и релевантностью в отношении целостного жизненного пути личности (прошлое, настоящее и будущее). Их порождение происходит за счет реальных жизненных отношений между субъектом и миром, которые способны задавать общее направление жизни как целого.
Смысложизненные ориентации — это иерархическая структура, отражающая наличие значимых жизненных целей, полноту жизни в настоящем и удовлетворенность итогами прожитого. Онтогенетическая сторона становления смысложизненных ориентаций изучена не в полной мере. Ученые выявили, что в подростковом периоде постепенно формируется смысл жизни с одновременным сосуществованием противоположных смыслов без устойчивой иерархии. Тогда же человек активно ищет оптимальный смысл, что осложняется отсутствием у подростков необходимого жизненного опыта.
В юношестве уже есть предпосылки для проявления психологического новообразования «смысл жизни». Его развитие осуществляется на основе становления базового мотива, который заключается в наличии жизненной цели, выявлении и формулировании главной задачи в отдалённом будущем.
Потребность определить смысл жизни необходимо рассматривать в качестве новообразования личности взрослых людей. В зрелом возрасте люди больше начинают опираться на уже существующий жизненный опыт, результаты собственной жизни и удовлетворенность уровнем самореализации.
В позднем возрасте индивид подводит итог своей жизни. Он начинает пересматривать жизненные ценности, на основании чего вырабатывает новое отношение к самому себе и окружающим. Здесь происходит работа не только над смыслами текущей жизни, но и неизбежное осмысление жизни в качестве целого.
Смысложизненные ориентации составляют специфические характеристики зрелости. Процесс развития и функционирования личности на разных жизненных этапа сопровождается изменением специфики ориентаций. Цель методики СЖО состоит в выявлении особенностей смысложизненных ориентаций.
Особенности теста СЖО
Методика СЖО или тест «Смысложизненные ориентации» дает возможность оценить «источник» смысла жизни. Он считается адаптированной версией методики «Цель в жизни» (Purpose in Life Test , PIL) Джеймса Крамбо и Леонарда Махолика. Методику разрабатывали, взяв за основу теорию стремления к смыслу и логотерапию В. Франкла. Ее цель состояла в эмпирической валидизации некоторых представлений из данной теории.
На основании факторного анализа версии, которую адаптировал Д. А. Леонтьев, отечественные исследователи создали тест СЖО. Наряду с общим показателем осмысленности жизни он включает также 5 субшкал, предназначенных для отражения трех конкретных смысложизненных ориентаций (жизненные цели, насыщенность жизни, удовлетворенность самореализацией). Дополнительно принимаются 2 аспекта локуса контроля (контроль-Я и контроль-жизнь).
В тесте представлены 20 пар противоположных утверждений. Они отражают представления о факторах осмысленности жизни. В методике жизнь считают осмысленной при следующих условиях:
- Существование целей,
- Удовлетворение, которое получено при достижении цели,
- Уверенность в своей способности ставить перед собой цель и выбирать задачи,
- Умение достигать результата.
В тесте важным является ясное соотнесение целей (будущее), эмоциональная насыщенность (настоящее), удовлетворение (достигнутый результат, прошлое). Ситуация предоставляет наличие возможности сделать в настоящем определенный выбор (поступок, действие, бездействие). В качестве основы этого выбора выступает сформированное представление о смысле жизни (его отсутствии). Все актуализированные выборы относятся к «прошлому». Оно неизменно, и вариациям могут быть подвержены только его интерпретации.
«Будущее» представлено совокупностью потенциального или ожидаемого результата усилий, которые предпринимаются в настоящем. По этой причине будущее считается принципиально открытым, а разные варианты ожидаемого будущего обладают разной мотивирующей притягательностью.
Инструкция к тесту СЖО
Человеку предлагают несколько пар противоположных утверждений. Его задача состоит в выборе одного утверждения, которое по его мнению будет больше соответствовать действительности. Здесь исследователю необходимо отметить одну из цифр в соответствии с тем, насколько испытуемый уверен в выборе.
Результат обрабатывается с помощью суммирования числовых значений для всех двадцати шкал и перевода суммарного балла в стандартные значения (процентили). Чтобы осуществить подсчет баллов необходимо переводить отмеченные позиции по симметричной шкале в оценку по восходящей или нисходящей ассиметричной шкале.
Тест включает следующие субшкалы:
- Цели в жизни (цели испытуемого в будущем, придающие осмысленность, направленность и временную перспективу жизни);
- Процесс жизни, интерес к ней, эмоциональная насыщенность (восприятие человеком самого процесса своей жизни в качестве интересного, эмоционально насыщенного и наполненного);
- Результативность (удовлетворенность от самореализации);
- Локус контроля «Я» (представление о себе как о сильной личности, которая обладает достаточной свободой выбора для построения жизни в соответствии с целями и задачами);
- Локус контроля «жизнь или управляемость жизни» (высокий балл показывает возможность человека контролировать свою жизнь, низкий балл говорит об убежденности в том, что она неподвластна осознанному контролю).