Самооценка детей младшего школьного возраста
Методика Дембо-Рубинштейн – это метод психодиагностики, который направлен на изучение самооценки испытуемого.
Важным и очень ответственным этапом детства является младший школьный возраст, потому что именно в это время происходит усвоение моральных и поведенческих норм, формируются отношения в коллективе.
В младшем школьном возрасте ребенок начинает сравнивать себя с другими, осознавать свою индивидуальность, понимает смысл норм и правил поведения и готов их выполнять. Взрослым важно не упустить эту готовность и разъяснить ребенку важность таких качеств как дисциплинированность и организованность. Требования должны сопровождаться контролем над их выполнением, чтобы у ребенка не сложилось ощущение их необязательности.
За рамками семьи социальная ситуация меняется, круг знакомых становится шире, в жизни ребенка появляются новые люди – взрослые и ровесники со своими привычками. Ребенок следит за поведением окружающих, что сопровождается эмоциональным напряжением, страхом, испугом, смятением. Это период конформного поведения. Ребенок начинает сравнивать себя с другими, делает попытку дать себе оценку.
Формирование самооценки идет через самопознание и является неотъемлемым его компонентом.
Самооценка формируется у детей в начальной школе. Она бывает:
- адекватно-устойчивая,
- завышено-устойчивая,
- неадекватно-заниженная.
Дети с адекватной самооценкой находчивы, бодры, общительны. Свои возможности они оценивают адекватно, успешно решив сложную задачу, выбирают ещё сложнее, повышая, таким образом, свою самооценку.
Дети с завышенной самооценкой дают правильную оценку своим возможностям и способностям, верят в собственные силы и являются самостоятельными. Для их личности характерна излишняя самоуверенность, бестактность, снобизм, высокомерие.
Резко отличаются от остальных дети с неадекватно-заниженной самооценкой – они, как правило, робкие и неуверенные в себе, нуждающиеся в поощрении и подбадривании.
Учебная деятельность в начальной школе способствует развитию психических процессов, потому что дети этого возраста отличаются любознательностью, здоровым любопытством, желанием познать окружающий мир. Эмоциональность восприятия у них ярко выражается, но с возрастом этот процесс становится управляемым и целенаправленным.
Дети начальной школы имеют непроизвольное внимание, поэтому всё новое запоминают без особых усилий, а вот отличительной чертой этого возраста является общая недостаточность воли и большая импульсивность. На этом этапе закладывается основа коллективистских отношений.
Методика Дембо-Рубинштейн
Метод был разработан в 1962 г Т.В. Дембо, а в 1960 г С.Я. Рубинштейн его дополнила.
Это исследование самооценки отображает разное отношение между «Реальным Я» и «Идеальным Я» – на самооценку влияет качество этого отношения.
Большая разница между этими «Я», говорит о заниженной самооценке. Равное соотношение дает адекватную самооценку, а завышенная самооценка будет у человека, считающего себя идеальным.
Форма проведения методики – свободная беседа, а цель ее – определить, в какой степени сформирована самооценка ребенка.
Стимульным материалом в упрощенном варианте для детей начальной школы берутся не вертикальные линии, а четыре круга, пронумерованные от 1 до 4.
Ситуация ребенку обязательно разъясняется – дети класса, где учится ребенок, заняли эти круги:
- Первый круг заняли успешные дети, они хорошо учатся, никогда не ошибаются, готовы дать ответ на все вопросы, всегда хорошо себя ведут.
- Круг под номером два заняли те, у кого не всегда всё получается, иногда они могут себя не совсем правильно вести, могут ошибаться и что-то не знать.
- В третий круг вошли не совсем успешные дети, которые могут ответить только на самые простые вопросы. Часто они не выполняют домашнее задание и у них многое не получается, за что они выслушивают замечания.
- В четвертом круге собрались дети с плохим поведением, не выполняющие домашнее задание и редко отвечающие на поставленные вопросы. Они много и часто ошибаются и выслушивают замечания.
После разъяснения ситуации, ведущий беседу спрашивает – какой из этих кругов занял бы ребенок и почему?
В модификации А.М. Прихожан методика самооценки Дембо-Рубинштейн основана на том, что школьники непосредственно оценивают ряд своих личных качеств, например, здоровье, характер и др.
Рисунок 1. Методика измерения самооценки Дембо-Рубинштейн. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
На вертикальных линиях определенными знаками (-) они показывают уровень развития у себя исследуемых качеств, т.е. делают самооценку, и уровень притязаний т.е. уровень развития этих же качеств, только который бы их удовлетворил, используя знак (x). Верхний край линий обозначает самое высокое развитие качества личности, а нижний край – символизирует самое низкое развитие качества. На середине шкалы обозначена точка.
Методика рассчитана и для фронтальной и индивидуальной работы. После заполнения первой шкалы и убедившись, что ученики заполняют шкалу правильно, испытуемые работают самостоятельно в течение 10-12 минут.
С.Я. Рубинштейн в методике предлагала 4 обязательные шкалы:
- здоровье,
- умственное развитие,
- характер,
- счастье.
Не исключалась возможность добавления дополнительно анализируемых свойств, допустим, удовлетворенность собой и оптимизм.
На бланке вычерчивается столько линий, сколько качеств необходимо протестировать.
Для удобства последующих измерений, высота каждой линии должна быть 100 мм, а каждый мм шкалы равняется 1 баллу.
При обработке результатов не учитывается первая шкала, потому что она была тренировочная. Все ответы выражаются в баллах, а в соответствии с размерами шкалы (100 мм), ответы тестируемых получают количественную характеристику, например, 54 мм будет соответствовать 54 баллам.
Самооценка подростка
В психологии подростка появляется новая черта – более высокий уровень самосознания по сравнению с младшим школьником, что является главным итогом переходного возраста. Самосознание направлено само на себя и является сложным психическим процессом. Человек выступает одновременно в двух лицах – познающего и познаваемого.
Самооценка как важнейшая сторона самосознания развивается в течение длительного времени и сопровождается специфическими переживаниями. Психологи, занимавшиеся этим вопросом, отмечают у подростков неуравновешенность, вспыльчивость, смену настроения.
В составе самосознания самооценка дает возможность осуществлять функцию психологической защиты и познавательную функцию.
Таким образом, самооценка – это оценка самого себя, своих качеств, возможностей, способностей.
Адекватный уровень самооценки помогает подростку сформировать уверенность в себе, настойчивость, самокритичность.
Школьная успеваемость у таких подростков высокая, высоким является общественный и личный статус. Свою активность они направляют, как правило, на различные виды деятельности, интересы довольно широкие.
При сильном завышении самооценки подростки проявляют ограниченность в разных видах деятельности и имеют направленность на малосодержательное общение.
Подросток с высокой самооценкой переоценивает себя и свои возможности, в результате чего у него могут появиться необоснованные претензии, которые окружающие его люди не поддерживают. В результате подросток может замкнуться в себе, разрушая межличностные отношения.
Агрессивные подростки характеризуются повышенной тревожностью, эгоцентризмом, их самооценка либо сильно положительная, либо максимально отрицательная. Испытывая страх перед социальными контактами, они не умеют находить выход из трудных ситуаций.
Депрессивные тенденции характерны для подростков с низкой самооценкой.
На самооценку значительное влияние оказывают такие источники оценочных суждений как семья, школа, референтная группа, интимно-личностное общение.
Специалисты считают, что подростковый возраст является самым противоречивым и конфликтным этапом развития самооценки.
В различные возрастные периоды подростки оценивают себя по-разному.
Самооценка, таким образом, в первую очередь формируется в результате активного взаимодействия с окружающей средой.