Проективная методика «Цветик-семицветик»
Цветик-семицветик – это методика тестирования дошкольников и младших школьников, направленная на выявление широты сферы их основных осознаваемых желаний и потребностей.
Данная проективная методика дает возможность адекватной диагностики ребенка.
Проводятся тесты по данной методике с детьми дошкольного и младшего школьного возраста индивидуально, поскольку у них ещё не сформированы навыки свободного письма. Со школьниками, обладающими этими навыками, тест может проводиться как индивидуально, так и фронтально.
Количество лепестков можно сократить до 3-х для детей с задержкой психического развития и педагогически запущенных детей. Однако если вводить подобные ограничения, то надо помнить, что количество высказанных ребенком желаний, может быть ценным диагностическим показателем.
Тест по методике «Цветик-семицветик» как и любой другой имеет свой порядок проведения – психолог заранее готовит цветок, имеющий 7 разноцветных лепестков, а в другом варианте изготовить такой цветок можно предложить детям (когда ребенок активно включается в работу, валидность методики значительно повышается).
Что касается размера лепестков, то их величина должна быть такой, чтобы ребенок мог записать на лепестке свое желание.
Рисунок 1.
Далее выдается инструкция – психолог просит детей представить, что в их руках волшебный цветок с лепестками и желание, записанное на каждом лепестке, будет выполнено. Каждый ребенок записывает на лепестках по одному желанию, а всего их должно быть семь. Если у детей появились вопросы после инструкции, на них надо ответить. Если потребуется, психолог может задать дополнительные вопросы, среди них:
- какой цвет ассоциируется с семьей;
- когда вся семья чем-то занята, какую бы ты карточку выбрал;
- каким цветом ты обозначишь своих друзей;
- какой цвет ты выберешь для воспитателя;
- какой цвет ты выберешь для детского сада.
Процедура тестирования состоит из двух этапов.
На первом этапе ребенку предлагают расположить «лепестки» в порядке предпочтения и предлагаются вопросы в качестве инструкции – какой цвет для тебя более приятный, выбери тот лепесток, какой тебе хочется.
На втором этапе из предложенных карточек с изображениями людей, выбрать те, которые более похожи на реальных членов семьи, сопроводив задание инструкцией – какая карточка больше подходит, когда ты думаешь о маме, о папе и аналогично перечисляются все члены семьи ребенка, включая его самого.
Обработка результатов
После выполнения теста «Цветик-семицветик» психолог обрабатывает полученные результаты, определяя направленность ответов детей.
Ответы могут быть направлены на выполнение собственных желаний, на благо сверстников, родителей, братьев, сестер, воспитателей или же всего человечества, например, «хочу, чтобы люди не убивали друг друга».
Данная методика построена таким образом, что, прежде всего, ориентирует детей на актуализацию собственных желаний, а если ребенок выделяет желания ещё и для других, то это является свидетельством его широкой мотивации, выходом за пределы личного опыта.
Неблагоприятным является тот вариант, когда ребенок не может выразить желания для себя, или они полностью отсутствуют.
Методика позволяет определить качественные категории, которые характеризуют преобладающую сферу предпочтений ребенка.
Чаще всего в ответах встречаются желания детей обладать определенными материальными благами, иметь свои новые качества, способности, желания приобрести друзей, выполнять требования родителей и воспитателей, повысить свою успеваемость и др.
Здесь тоже есть свои неблагоприятные варианты – это фиксация желаний в сфере выполнения требований взрослых людей, либо желания конкретных материальных благ – типа хочу конфетку, жвачку, мороженое и др.
Особое внимание психолог должен уделить тем ответам детей, которые связаны с физической агрессией, например, «хочу всех уничтожить, всех избить», «хочу отомстить всем, кто меня обижает» – это открытые агрессивные тенденции.
Можно выявить и жертв агрессии – «хочу, чтобы меня не били», «хочу, чтобы кто-то меня защитил, когда снова будут бить».
К неблагоприятным показателям относится ответ «не знаю», он может быть свидетельством патологического отсутствия желаний и потребностей, а также говорить о том, что рефлексия ребенка недоразвита.
Ребенок не привык давать отчет самому себе о своих желаниях, об отказе от желаний, их вытеснении, об определенной закрытости по отношению к взрослому, что может быть негативным протестом.
Какой вариант характерен для каждого конкретного случая, психолог выясняет в процессе дополнительной беседы с ребенком.
На основании результатов психолог определяет степень «протяженности» желаний во времени и модальность высказывания «я хочу», «я хотел бы».
Неуверенность ребенка в своем праве на желание свидетельствует сослагательное наклонение, что является неблагоприятным симптомом.
Результаты обрабатываются в процентном отношении – все желания представляют собой 100% и делятся по содержанию желаний на категории.
В результате получается степень выраженности ценностей разного типа в общей картине ценностных ориентаций ребенка, исходя из чего, можно выделить доминирующие тенденции.
Интерпретация результатов
При выполнении данного теста ребенок может использовать все цвета, а анализ лепестка, выбранного ребенком, дает психологу соответствующую картину.
Интерпретация цветов следующая:
- Желтый цвет интерпретируется как «близко, рядом, вместе». Если у ребенка желтый цвет интерпретируется с мамой, значит, она является для ребенка значимым человеком, которая удовлетворяет его потребность в ласке, любви, признании. С мамой связана эмоциональная зависимость ребенка.
- Лепесток красного цвета говорит об активном взаимодействии. Человек, который ассоциируется у ребенка с лепестком красного цвета в принципе веселый, склонный к активным действиям, но для него характерна в отношениях с ребенком неровность, нестабильность.
- Лепесток голубого цвета означает, что тот, с кем идет ассоциация находится рядом, но не всегда вместе, с ним возможны общие интересы, игры, конфликтовать с ним не хочется.
- Человек, которому ребенок отдает лепесток зеленого цвета, является надеждой и опорой, с ним ребенок ощущает удовлетворенность, спокойствие и защиту.
- Лепесток фиолетового цвета говорит о том, что этот член семьи для ребенка безучастный, не имеющий авторитета, одним словом «пустое место». Выбирая этот цвет, ребенок хочет сказать, что он игнорирует данное лицо.
- Отстраненному члену семьи ребенок может отдать лепесток коричневого цвета. В глазах малыша он воспринимается злым и требовательным, наказывающим ребенка несправедливо.
- Лепесток серого цвета достанется самолюбивому, критичному и неэмоциональному члену семьи, угнетающему активность ребенка и придирающемуся к малышу.
Некоторые психологи к цветику-самоцветику добавляют ещё восьмой лепесток черного цвета. В том случае, если такой цвет используется в тесте, и ребенок отдает этот лепесток кому-то из членов семьи, психолог должен насторожиться. Такой цвет говорит о том, что между ребенком и данным лицом устойчивый конфликт. Этот человек в глазах ребенка агрессивный и с его стороны возможны физические наказания, угрозы, оскорбления ребенка.