Характеристика методики ADOR
ADOR - это опросник, которые позволяет объяснить взаимосвязь между поведением родителей и отношением подростков к ним.
Данный тест позволяет отразить видение установок, поведения и методов воспитания, используемых родителями, их детьми. Он используется для описания отношений между родителями и детьми по таким проявлениям, как:
- Доброжелательность;
- Враждебность;
- Автономность;
- Директивность;
- Непоследовательность родителя.
В основе данного теста лежит методика Шафера, разработанная им в 1965 году. В Российской Федерации ее использование стало возможным благодаря лаборатории клинической психологии Института имени Бехтерева. Ее сотрудники смогли адаптировать методику Шафера. В результате это послужило началом активного использования опросника, называемого ADOR (подростки о родителях).
Иными словами, он используется для того, чтобы дети могли описать свое отношение к воспитательным воздействиям родителей.
Методика Шафера позволяет охарактеризовать процесс воспитания детей посредством использования трех факторных переменных:
- принятие - эмоциональное отвержение;
- психологический контроль - автономия;
- скрытый контроль - открытый контроль;
Для более полного понимания следует отметить некоторые моменты:
- Принятие представляет собой положительное отношение ребенка независимо от того, какие ожидания на него возлагались со стороны родителей;
- Эмоциональное отвержение есть ни что иное, как отсутствие любви и уважения со стороны родителей к ребенку. Иногда это может проявляться и в форме враждебности;
- Психологический контроль - это не только преднамеренное руководство ребенком, но и степень того, насколько последовательно используются воспитательные методы.
Как проводится тест ADOR
До начала проведения эксперимента ребенку сообщают цели и задачи исследования, дают инструкцию.
В инструкции отражается в каком случае какую цифру (0, 1, 2) необходимо поставить. Как правило, если какое-то утверждение полностью совпадает с реальностью, ставится цифра "2". Если не совпадает вовсе, цифра "0". Единица используется в том случае, когда ребенок затрудняется дать ответ соответствует ли какое-либо утверждение воспитательным методам родителя (отца или матери).
После того, как ребенок внимательно ознакомится с инструкцией, ему предоставляют бланк для заполнения. Он дается на каждого родителя отдельно. Это связано с тем, что в случае с матерью, все утверждения составлены в женском роде, а в случае с отцом - в мужском. Также необходимо отметить, что заполнение бланков осуществляется отдельно. То есть сначала подросток должен заполнить сведения об одном из родителей, сдать этот бланк и только после этого получить новый.
Обработка результатов
После заполнения ребенком двух бланков, полученные сведения отражают в "оценочном листе". Как правило, заполняют отдельно данные о матери и отдельно об отце.
После этого подсчитывают сумму баллов по каждому из проявлений, указанных ранее (позитивность, директивность и т.д.). Такие "сырые" баллы необходимо перевести в стандартизированные. Для этого используются специальные таблицы, в которых баллы расположены от 1 до 5. Нормальным является значение любого из указанных проявлений равное 3, то есть среднее.
О слабой выраженности проявления можно говорить в случае, если получается 1-2 балла. Соответственно, вполне отчетливое выражение будет равно 4-5 баллам.
Заканчивается обработка данных построением на отдельном листе оценочных профилей отношений к матери и отцу (как и ранее, отдельно по каждому).
Интерпретация результатов
Рассмотрим оценку сыном обоих родителей.
Если рассматривать отношение сына к матери, то о психологическом принятии можно говорить в случае относительно критического подхода в воспитании. Иными словами, зачастую сыновья ощущают необходимость в материнской помощи и поддержке. Как правило, они часто соглашаются с ней и ее мнением. Однако они не хотят получать от матери чрезмерный конформизм. Директивность в этом случае может проявляться в форме навязывания чувства вины, перенесением ответственности за все поступки ребенка на себя и т.д. Враждебность матери по отношению к сыну может проявляться в форме излишнего самоутверждения и исключения принятия ребенка. То есть в этом случае сын представляет собой соперника. А соперников принято давить для утверждения собственной значимости.
В случае с оценкой отца, важным является наличие или отсутствие грубой силы, стремление достигнуть расположения ребенка. В этом случае позитивный интерес возможен, когда авторитет отца достигается без применения деклараций. Директивность в отношениях между сыном и отцом может быть выражена в постоянном стремлении к лидерству, которое достигается посредством доминантного стиля общения.
Принятие в отношении отца обусловлено достижением авторитета без постоянного стремления к лидерству. То есть для того, чтобы говорить о психологическом принятии сына отцом, необходимо отсутствие грубой силы. В отношениях между сыном и матерью авторитаризм возможен в исключительных случаях, которые оправдываются "благом" ребенка.
О позитивном интересе у отца можно говорить в случае с выраженной независимостью и наличием твердой позиции. У матери же это связано с наличием сверхопеки.
Директивность также выражается разными способами. В случае с матерью, это наличие покровительства в отношениях. А отцы зачастую для достижения какой-либо цели используют собственный авторитет силы.
Враждебность может проявляться в том, что в отношениях сына и матери - это борьба за независимость, а в отношениях сына и отца - конформность по отношению к окружающим.