Цели, задачи и основы психологии образования
Психология образования или педагогическая психология является одной из важнейших разделов в психологии. Она изучает методы воспитания и их воплощение в жизнь для увеличения эффективности преподавания. Здесь применяются педагогические приемы для улучшения преподавания и формирования общеобразовательных программ. Эта наука тесно взаимодействует с социальной психологией.
Целями данной психологии являются подбор оптимальных решений для условий, способствующих формированию процесса обучения.
Значимым моментом в педагогической психологии является понятие обучения. Это процесс особой деятельности, обеспечивающий усвоение теории и учебной практики.
Принципами психологии служит обучение с учетом личных уникальных особенностей человека для проектирования различных направлений в учебе. Также при обучении не должно быть только передачи знаний, при этом идет формирование и развитие личности, определение мотиваций и приоритетов его жизни.
Процесс воспитания идет в продолжение всей жизни человека, и нередко это связано с сознательным влиянием педагогической психологии. Это влияние выражается в получении педагогического опыта и передачи этих знаний.
Также педагогическая психология занимается закономерностями при формировании личности. Она тесно связана с когнитивной психологией, занимающейся исследованием познавательных процессов в человеке, которые составляют основу личности. При этом, в своих исследованиях психология образования применяет методики когнитивного подхода, делая вклад в развитие этой отрасли.
Ведущую роль в процессе образования играют личные цели обучающегося при общении и взаимодействии с другими лицами. Важные роли родителей, воспитателей, педагогов или других посредников между личностью и культурой, имеют непосредственное значение.
Подразделы психологии образования
В современной науке сформировалось несколько подразделов педагогической психологии:
- дошкольное образование;
- школьное образование;
- высшее образование;
- профессиональное образование;
- профессиональное образование.
Рассмотрим подробнее самые распространенные подразделы.
Психология, изучающая высшее образование занимается педагогической работой в студенческой среде при высших учебных заведениях. Незначительно отличаясь от психологии школьников, она учитывает поведенческую и мотивационную сферу студентов, естественную смену их жизненных приоритетов и формирование их личностей.
Психология, изучающая профессиональное образование делает акцент в своих исследованиях не на людях, которые обучаются в специальных заведениях, а на лицах, завершивших свое образование и начинающих личную и профессиональную занятость. Этот подраздел психологии более сложный, потому что человек получает знания и умения не в рамках воспитания, а во время приобретения профессионального опыта. Таким образом, снижается вероятность непосредственного влияния учителей и преподавателей на процесс развития человека.
Значение мотивации в психологии образования
Мотивация является важнейшей составной частью обучения и воспитания человека. От ее присутствия в сознании зависит то, как человек будет использовать в своей профессиональной жизни приобретенные навыки и знания.
Образование всегда связано с выдержкой и силой воли, которые важны для решения поставленных задач и завершения всех процессов при обучении. Здесь в основу воспитания закладывается самовоспитание. Благодаря ему полученные навыки становятся жизненным опытом, естественным проявлением человеческих навыков.
Именно поэтому мотивация служит важнейшим компонентом, используемым в психологии образования для формирования сильной личности.