Теоретические основы
Анализ проблемы психологического здоровья человека с точки зрения истории является закономерным процессом. Начальный период развития психологии называют классическим, и объектом изучения в нем являлась психика в качестве свойства высокоорганизованной живой материи, а предметом исследований были психические явления в рамках живой природы. Следующим этапом стала неклассическая психология, которая породила гуманитарную стратегию исследования психики человека и ознаменовалась попытками преодолеть феноменологию психического и войти в феноменологию человеческой реальности. Кульминацией развития неклассической психологии стало появление двух направлений в мировой психологии:
- гуманистическое (западное),
- культурно-историческое (советское).
Сегодня разворачивается третий этап — постнеклассическая психология. Франкл и Рубинштейн положили начало повороту психологии к сущностным характеристикам человека. На современном этапе формируется антропная психология, которая ориентирована на человеческую реальность и нацеленная на изучение проблематики существования отдельного человека в мире.
Переход от психофизиологических аспектов к метаантропологическим вопросам бытия привело к преобразованию всей системы психологического знания и пересмотру ее проблем. Относительно проблемы нормы шаги заключались в следующем:
- смещение фокуса исследований на специфически человеческие проявления с психического аппарата;
- изучение психической нормы в качестве нормы развития;
- переход к разработке психологических моделей здоровья от поиска способов решения проблем в смежных науках;
- становлении психологии здоровья как самостоятельной области научных знаний и их приложений на практике;
- определение различий между терминами психическое здоровье и здоровье психологическое, при этом первый характеризует отдельные психические механизмы и процессы, а второй термин относится к личности в целом и находится в тесной взаимосвязи с высшими проявлениями духа;
- определение психологического здоровья человека центральным объектом исследований психологии здоровья.
В рамках изучения психологического здоровья человека возникают психологические модели, которые рассматривают проблему здоровья с позиции человековедения.
Сформированы общие положения теории психологического здоровья:
- психологическое здоровье является научным эквивалентом духовного здоровья;
- основная проблема психологического здоровья заключается в вопросе о норме и патологии в области духовного развития человека;
- основа психологического здоровья - нормальное развитие субъективности;
- основные критерии психологического здоровья: характер актуализации человеческого в самом человеке и направленность развития.
Основные подходы к проблемам психологического здоровья
Постановкой и разработкой проблемы психологического здоровья впервые начали заниматься западные ученые гуманистического направления — Г.Олпорту, А.Маслоу, К.Роджерс. Гуманистическая психология придерживалась понятия персоноцентрического сознания, а для такого сознания «самость» является основополагающей и конечной ценностью. Данная тенденция может легко перерасти в культ вожделенной успешности и приобрести характер социальной догмы. Замыкание человека в самосовершенствовании ради самого самосовершенствования приводит, как правило, к обессмысливанию человеческого бытия и снижению жизнеспособности.
Отечественные психологи, после снятия идеологических барьеров отреагировали повышенным интересом к западным идеям о психологическом здоровье. Сегодня психологическое здоровье детей рассматривается в качестве смыслообразующей и системообразующей категории профессионализма практических психологов в области образования, психологические факультеты ВУЗов готовят специалистов по направлению «Психология здоровья». Российская наука предложила новые основания, принципы рассмотрения проблем психологического здоровья, которые сообразны нашей ментальности и культурной традиции. Они последовательно реализуются в рамках гуманитарно-антропологического подхода.
Основная идея гуманитарно-антропологического подхода в психологии заключается в возможности, а также необходимости восхождения индивида к полноте собственной реальности. Такой подход обнаруживает антиномию самости или человеческой субъективности. Она является средством саморазвития человека, которое должно быть преодолено в его духовном росте.
Антропологическая модель психологического здоровья
Критерии и условия психологического здоровья можно вывести и раскрыть, основываясь на онтологии человеческого способа жизни. Конституирующими человечность основаниями в психологической антропологии являются: • сознание, • деятельность, • общность.
В пространстве данных онтологических оснований можно выделить доминанты человеческого потенциала, которые образуют матрицу психологических характеристик человека и дают возможность конкретизировать атрибуты психологического здоровья и формы отклонений.
Параметры психологического здоровья – это, своего рода, достояние зрелости.
В период детства пространством актуализации у ребенка способностей и человеческих качеств служит событийная общность, механизмом развития является сопереживание и внешняя рефлексия, условия развития для него – это диалогическое общение и сотрудничество в деятельности, личный пример и советы старших служат средством нравственного воспитания. Поэтому критерии психологического здоровья в отношении детей правильнее соотносить с системой отношений и связей ребенка с его естественным окружением, со значимыми взрослыми.
На психологическое состояние ребенка влияют окружение и образ совместной жизни. Основное место в нарушениях психологического здоровья у детей занимает ситуация, когда нормальное развитие ребенка возможно вопреки отношению и поведению окружающих.
Основными признаками дисфункциональных состояний детско-взрослой общности являются:
- извращенность, скудность базальных условий и духовно-нравственных установок жизни;
- неадекватность, недостаточность социокультурных условий развития;
- приземленность, размытость мировоззренческих установок окружения.
Фиксируемые нарушения психологического здоровья ребенка называются антропогении.
Психологическая сущность антропогений заключается в дисквалификации или деформации субъективности ребенка. Типы антропогений включают:
- переживания биографически обусловленные, в частности, безродности или сиротства, бесперспективности или выученной беспомощности, нереализованности или педагогической запущенности, опустошенности ил экзистенциального голода;
- крайние формы реагирования ребенка на неблагоприятную ситуацию в жизни, в частности мауглизацию, психотравмирующие переживания, ценностную дезориентированность, которые провоцируют психогенные нервно-психические расстройства.
При этом безродность, дезориентированность, опусташенность отнесятся к злободневным проблемам современного детства. Антропогении, при неблагоприятном течении, принимают устойчивые формы нарушения психологического здоровья, основой которых является недоразвитие, дезинтеграция, а также дисгармоническое развитие субъективности человека.
Следует отметить, что нарушения психологического здоровья не всегда принимают форму душевного страдания,гротескного поведения и не обязательно проявляются в социальной дезадаптированности и асоциальных действиях. Человек может приспосабливаться к различным ситуациям и производить благоприятное впечатление, избегать поводов для формирования внутреннего дискомфорта.
Психологическое здоровье не исключает присутствия чувства тревоги, растерянности, заблуждений, кризисов и конфликтов. Состояние психологического здоровья мерцательно. Психологическое здоровье и нездоровье присутствуют в противоборстве.