Рисунок в психологии
Рисуночные методы исследования занимают первое место среди диагностических средств, которые используются в психологической практике.
Следует отметить, что показатели, которые учитываются при интерпретации рисуночных тестов, далеко не однозначны. Зачастую один и тот же признак может объясняться несколькими разными способами в зависимости от того, с какими признаками еще он сочетается.
Для успешного проведения психологической диагностики, недостаточно знать только значение определенных тестовых показателей. Необходимо владеть логикой анализа, которая дает возможность рассматривать показатели в их взаимосвязи. В противном случае, вместо целостной картины получится бессистемный список психологических характеристик. Интерпретация рисуночных тестов требует знания большого количества различных вариантов выполнения заданий. Этот навык приобретается только вместе с опытом работы.
Метод анализа рисунков
Исследования детских рисунков показывают, что в развитии рисования существуют четкие возрастные этапы, которые последовательно сменяют друг друга. При нарушениях умственного развития ребенка наблюдается запаздывание в переходе от одной стадии к другой. Данная закономерность позволяет давать оценку умственному развитию при помощи рисуночных тестов.
Использование рисуночных тестов для определения личностных особенностей человека основывается на принципе проекции, который заключается в вынесении вовне внутренних стремлений, переживаний и представлений. Рисуя какой-либо объект, человек сознательно или невольно передает отношение к нему. Рисунок — это сообщение, которое зашифровано в образах. Задача психолога заключается в его расшифровке.
Для диагностики рисунков важно, что они в первую очередь отражают бессознательные переживания и импульсы человека, а не сознательные установки. Поэтому рисуночные тесты сложно подделать.
Рисуночные методики, как и другие проективные тесты, очень информативны. Они позволяют определить множество психологических особенностей личности. Одновременно с этим они очень просты в проведении, занимают мало времени, не требуют использования специальных материалов.
Еще одно достоинство рисуночных методов - их естественность и близость к различным видам обычной человеческой деятельности. Наиболее близко данное занятие детям и именно поэтому рисуночные методы при обследовании детей применяются чаще обычного. Ребенок легко понимает тестовую инструкцию и для выполнения методики не требуется высокий уровень речевого развития речи, также это удобный повод для непринужденного завязывания клинической беседы.
Рисуночные методики можно проводить многократно и часто, при этом они не утрачивают своего диагностического значения. Их применение возможно к клиентам любого возраста.
Благодаря использованию рисуночных методик стирается граница между психотерапевтическим сеансом и психологическим обследованием. Это делает данные методики распространенным инструментом в практической работе психолога.
Зарождение и развитие рисуночных методик
Попытки реализовать идею использования рисунков для выявления психологических особенностей человека в разных странах предпринимались многими исследователями. Но до Гуденафа, создавшего в конце двадцатых годов прошлого века стандартизованную рисуночную методику «Нарисуй человека», никто не мог разработать обоснованных и однозначных критериев оценки рисунков.
С течением времени диагностическая интерпретация различных показателей выполнения заданий существенно видоизменялась и пересматривалась. В этом процессе обнаруживалось много новых, ранее не используемых, критериев оценки рисунка. Вместе с толкованиями развивался подход, который опирался на более обобщенные представления о видах самовыражения человека в художественной деятельности.
С пятидесятых годов XX века и до сегодняшнего дня разрабатываются различные рисуночные тесты. Новые и ранее созданные методики непрерывно совершенствуются, разрабатываются оригинальные варианты самой процедуры проведения тестирования, дополнения к принципам объяснения результатов.
Недостатки рисуночных тестов
Безусловно, рисуночные методики исследования обладают своими недостатками. Главным из них является низкий уровень надежности получаемых результатов, связанный с субъективностью интерпретации. Рисуночные тесты не позволяют, как правило, измерить количественно оцениваемые психические свойства. Термины для интерпретации рисунков лишены однозначности, характерной для формализованных тестов. Поэтому подтвердить валидность и надежность рисуночных методик трудно научными методами.
Но психологов-практиков не смущает недостаточная научность рисуночных тестов. Для них более важна польза, которую они приносят во взаимодействии с клиентами. При этом специфику рисуночных тестов необходимо учитывать. Она накладывает определенные ограничения в их применении, недоучет которых может породить нежелательные последствия.