К сожалению, в последние годы суицид стал одной из ведущих глобальных проблем мирового здравоохранения.
Суицид как проблема современности
По подсчетам криминалистов, в результате суицидальных действий в мире гибнет большее число людей, чем от войн и насильственных действий. Согласно прогнозам ЮНИСЕФ, суицид как причина смерти человека к 2020 году выйдет на второе место в мире, уступая только сердечно-сосудистым заболеваниям. Суицидальные попытки осуществляются по различным социальным, экономическим или психологическим причинам.
Профилактика суицидального поведения у детей
Угрожающие масштабы развития суицидальных стратегий поведения приводят к необходимости реализации профилактической работы среди детей. Профилактическая программа должна включать следующие компоненты:
- психологическое просвещение детей, родителей, педагогов;
- создание оптимальных условий, доброжелательной психологической атмосферы в семье, учебном заведении;
- психологическая, педагогическая диагностика суицидальных тенденций, устремлений личности в процессе реализации наблюдения, фиксации изменений эмоционального фона, при помощи использования специально разработанных психодиагностических методик;
- психологическое консультирование детей;
- психологическая, педагогическая коррекция суицидальных тенденций;
- систематический контроль, учет динамики личностных изменений ребенка;
- в случае необходимости переадресация ребенка специалистам медицинского профиля.
Деятельность психолога в случае диагностики суицидальных тенденций ребенка
В случае обнаружения суицидальных тенденций у ребенка профессиональная деятельность психолога должна состоять из ряда последовательных действий, включая следующие:
- информирование об обнаруженной угрозе суицида органов управления образованием, научно-методических центров практической психологии, социальной работы;
- совместно с педагогическим коллективом и семьей создать доверительную, безопасную, личностноориентированную атмосферу вокруг ребенка; начать ежедневный, постоянный контакт с ребенком;
- проведение деликатных бесед с ребенком на тему смерти и жизни;
- определение кризисной ситуации, обусловившей мысли ребенка о смерти;
- нахождение авторитетного в глазах ребенка взрослого, которого можно использовать в процессе поддержки личности в суицидальной ситуации;
- создание социальнопедагогического, психологического портрета, представление его для изучения и составления экспертного прогностического вывода в научно-методический центр практической психологии, социальной работы;
- в случае если ребенок предпринимал суицидальные попытки и раннее, отмечаются случаи суицидального поведения в семье, употребления токсических, наркотических веществ, фиксируются депрессивные, психопатические расстройства личности, целесообразным представляется обращение к психоневрологу, психотерапевту, психиатру;
- организация постоянного поддерживающего общения с ребенком и его ближайшим окружением; разработка индивидуальной программы социально-педагогической, психологической помощи с целью формирования антисуицидальных защитных личностных факторов;
- выявление факторов риска формирования суицидальных тенденций в ближайшем окружении ребенка; разработка практических рекомендаций для взрослых по организации поддерживающего общения с ребенком;
- планирование и проведение профилактической работы в образовательном учреждении.
Таким образом, профилактика суицидального поведения представляет собой одно из важнейших направлений профессиональной деятельности практического психолога, направленное на предотвращение формирования деструктивных поведенческих стратегий у подрастающего поколения, предотвращение гибели детей и молодежи.