Детский психолог – это, прежде всего, знающий, глубоко понимающий ребенка человек, который разбирается не только в общих закономерностях, возрастных особенностях психического развития, взросления личности, но и в индивидуальных вариациях данных особенностей.
Функции детского психолога
Основные функции детского психолога сводятся к охране физического и психического развития ребенка, оказанию профессиональной помощи, поддержки в сложной ситуации, проведению корректирующей работы в случае необходимости, созданию условий, способствующих свободному, эффективному развитию способностей и творческого потенциала ребенка, его эмоциональному благополучию.
Задачи детского психолога
Задачи специалиста в области детской психологии могут быть условно сведены к двум группам:
- участие в воспитательном процессе;
- непосредственное оказание профессиональной психологической поддержки.
В процессе реализации воспитательных задач психолог осуществляет консультирование родителей относительно возрастных особенностей ребенка, оптимальных путей организации взаимодействия взрослого и ребенка, взаимодействия ребенка в коллективе сверстников, принципов организации детских коллективов и пр.
Реализация профессиональной психологической помощи связана с индивидуальной работой с детьми, многочисленными диагностическими, корректирующими, профилактическими направлениями деятельности.
Диагностическая работа детского психолога
Индивидуальная психологическая диагностика выступает одним из наиболее актуальных направлений профессиональной деятельности детского психолога. Эффективная диагностика позволяет своевременно выявлять возможные патологии развития, осуществлять своевременную коррекционную работу, определять индивидуальные особенности ребенка.
Проведение индивидуального диагностирования требует от психолога установления доброжелательных, доверительных взаимоотношений с ребенком. Пути установления контактов могут существенно разниться, варьироваться в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, но неизменно основываться на доброжелательном отношении к ребенку, не основании принятия его таким, какой он есть. Полностью исключаются замечания, одергивания, настаивания на необходимости соблюдения определенных норм поведения, авторитарный тон и пр. Положительное оценивание, доверительный тон выступают необходимым условием получения достоверных результатов, позволяют создать атмосферу, в которой могут максимально полностью раскрыться индивидуальные интеллектуальные качества, особенности эмоциональной, мотивационно-волевой сфер и пр.
Важнейшим условием проведения диагностического обследования выступает приспособление к индивидуальным особенностям ребенка – уровню утомляемости, привычному для него темпу, колебаниям эмоциональных состояний, изменениям мотивации и т. п.
Все полученные результаты диагностики заносятся в протокол. Необходимым условием составления отчетной документации выступает знакомство с историей развития ребенка.
История развития ребенка
Выявление условий, в которых растет ребенок, имеет огромное значение для понимания особенностей его развития, выработке рекомендаций по коррекции возможных отклонений. Узнать особенности развития ребенка можно у родителей, в процессе проведения анкетирования.
При выявлении истории развития ребенка необходимо обратить внимание на следующие пункты:
- Анкетные данные, основные сведения о семье, бытовых условиях жизни;
- Данные о здоровье ребенка; 3.Особенности воспитания в семье;
- Основные характеристики развития.
Таким образом, деятельность детского психолога направлена на оптимизацию воспитательно-образовательных условий, выявление возможных отклонений в развитии, своевременное оказание соответствующей психологической поддержки.