Аттестация является достаточно сложным испытанием для школьных практиков, представляет собой длительную процедуру по определению уровня квалификации, знаний, умений и навыков педагога-психолога, уровня сформированности профессиональных компетенций.
Все этапы и процедуры прохождения аттестации тщательно регулируются нормативной документацией.
Требования к членам экспертной комиссии
Все члены экспертной комиссии должны иметь высшее психологическое образование, стаж работы в сфере практической психологии не менее 5 лет.
Эксперты должны пройти соответствующую подготовку по технологиям экспертизы.
В процессе реализации экспертизы эксперты должны полностью исключить любые высказывания, действия, способные привести к унижению личности, профессионального достоинства педагога-психолога, его дискредитации в глазах родителей, обучающихся, администрации образовательного учреждения, школьного коллектива.
В состав комиссии могут быть включены:
- педагоги-психологи, имеющие высшую квалификационную категорию;
- психологи, работающие в вузах, НИИ, имеющие ученую степень, опыт работы в области практической психологии образование не менее 5 лет.
Процедура аттестации
Процедура прохождения аттестации включает два этапа:
- анализ представленной отчетной документации;
- посещение рабочего места испытуемого экспертной комиссией, включающей не менее двух членов.
Ознакомление с работой педагога-психолога осуществляется в соответствии со следующим планом:
- Ознакомление с годовым планом работы, которое заверяется администрацией образовательного учреждения;
- Анализ журнала учета проведенной работы;
- Изучение графика работы кабинета педагога-психолога.
- Изучение методик, программ диагностического, психопрофилактического, консультационного, коррекционного, развивающего направлений реализации профессиональной деятельности. Характеристика методик и программ должна содержать следующие данные: цели, задачи, направления программы, авторство, адресата, краткое содержание.
- Изучение годового аналитического отчета о проведенной работе. Экспертная характеристика годового отчета должна содержать следующие сведения: количественные данные о проведенных работах, качественный анализ основных проблем профессиональной деятельности педагога-психолога, обеспеченность возможностей решения проблем клиентов методическими, научными средствами; основные трудности в работе; перспективные направления профессионального самосовершенствования.
- Анализ авторских программ.
- Изучение нормативно-правовой документации.
- Выявление наличия/ отсутствия необходимой дидактической, методической литературы для работы.
Формы квалификационного испытания
Квалификационное испытание может проводиться в форме открытого занятия или квалификационного собеседования. Открытое занятие может проводиться с педагогическим коллективом, обучающимися, родителями. Основными критериями оценивания выступают следующие:
- научная обоснованность содержания урока;
- учет возрастных, индивидуальных особенностей;
- адекватность используемых приемов, методов, техник;
- коммуникативная компетентность;
- уровень общей культуры, поведения в процессе проведения занятия;
- умения ориентироваться во времени;
- оценка, самооценка собственного занятия аттестуемым.
Таким образом, аттестация представляет собой длительную, поэтапную процедуру, сопровождающуюся необходимостью подготовки комплекса отчетной документации, демонстрации уровня собственного профессионализма.