Выбор профессии — это самое важное решение в жизни любого молодого человека. Именно оно предопределяет то, кем будет человек, какой стиль жизни он выберет. В качестве основных факторов выбора профессии выступают темперамент, интересы, мнение родителей и товарищей, уровень подготовки и способностей, материальная сторона и престиж профессии, состояние здоровья и др.
Особенности выбора профессии
Выбор профессии является достаточно сложным и порой долгим мотивационным процессом, который зависит от многих обстоятельств. Не случайно до настоящего времени спорными остаются вопросы, касающиеся факторов выбора профессии и их приоритетности в ходе профессионального самоопределения.
По мнению ряда исследователей, которые занимаются анализом проблемы профессионального самоопределения в раннем юношеском возрасте, выбор профессии, как правило, производится под воздействием факторов объективного характера. Они включают:
- Размер будущей зарплаты;
- Условия работы;
- Престиж будущей профессии;
- Мнение родственников и других близких людей.
Наряду с этим, существуют и субъективные факторы, которые представлены темпераментными и личностными особенностями. Им часто отводят второстепенную (сопутствующую) роль.
Темпераментные факторы зависят от качеств темперамента, который представляет собой формально-динамическое свойство человека. Оно формируется в первую очередь од влиянием биологических факторов, и прежде всего свойств нервной системы. Формально-динамические свойства способны отражать энергодинамические стороны поведения (например, длительность и частота поведенческого акта, интенсивность и готовность к соответствующей форме поведения).
Различные свойства обладают устойчивостью во времени и в различных ситуациях. Темпераментные факторы играют роль во всех сферах поведения (интеллектуальная, психомоторная, коммуникативная). Они не зависят от цели и задач «текущего» поведения, так как выступают в качестве реальных проявлений свойств нервной системы.
Исследования показали, что темпераментные особенности, проявляясь в психической деятельности и поведении, обладают динамикой и способны придавать труду человека индивидуальный характер. В некоторых видах часть особенностей имеет более благоприятное, в других — менее и даже неблагоприятное значение. Тем не менее, проблема воздействия темпераментных факторов на процесс профессионального самоопределения на стадии выбора профессии до настоящего времени осталась недостаточно исследованной.
Темперамент и выбор профессии
Ученые при рассмотрении факторов выбора профессии, выделили 3 базовых мотива. Их можно выстроить в соответствии со степенью влияния на процесс выбора профессии. Если начать с более значимого и перейти к менее значимому, то они включают материальный (основной) фактор, родительские установки и интерес к профессии. Если взять за основу этот подход, то темперамент, который становится индивидуальной особенностью человека, почти не оказывает влияния на процесс планирования профессионального пути.
Э. Ф. Зеер также признает в качестве активного и производящего начала выбора профессии объективные обстоятельства (например, социальные или экономические условия). Этот автор рассматривает изменения в субъектах в виде следствия отражения такого воздействия. Однако он уточнял, что внешнее влияние может быть опосредовано через внутренние условия, к которым необходимо отнести своеобразие психики личности.
Точка зрения такого ученого, как Е. П. Ильин, была выражена в предложенной им схеме «психологического механизма выбора вида деятельности и ее эффективности». Эта концепция дает возможность посмотреть с другой стороны на процесс профессионального самоопределения. Здесь в качестве доминанты ученый выбрал определенные сочетания типологических особенностей проявления свойств нервной системы (силу/слабость, подвижность/инертность, уравновешенность/неуравновешенность). Эти сочетания предопределяют склонность личности к соответствующему типу деятельности.
Осознание влияния темпераментных факторов на выбор профессии приводит к развитию мотива, который побуждает человека заниматься определенным видом деятельности. Это связано с тем, что такая деятельность начинает отвечать характеру имеющейся склонности. Представленное сочетание типологических особенностей помогает в проявлении способностей к этому виду деятельности. Это приводит к высокой эффективности работы, создавая удовлетворенность трудом и подкрепляя мотив выбора профессии.
Личные особенности, влияющие на выбор профессии
Н. С. Глуханюк рассматривал связь профессионального выбора с особенностями, склонностями и способностями человека. Он ввел категорию «психологическое здоровье», которое предполагает ценности, факторы и условия профессионального личностного развития и профессионального долголетия.
У человека с хорошим психологическим здоровьем, по мнению автора, развиты следующие качества:
- Понимание себя как индивидуальности;
- Самобытность;
- Активность;
- Интерес к выбранной деятельности и др.
В науке выделяют также несколько факторов, оказывающих влияние на выбор будущей профессии. Они представлены субъективными, объективными, социальными и личностными особенностями. Субъективные факторы включают способности, которые являются психологическими механизмами, требующимися для успеха в определенном виде деятельности. Также этот тип факторов состоит в интересах (например, познавательный, профессиональный интерес к профессии), чертах темперамента и характере.
Объективные факторы включают состояние здоровья, уровень подготовки (успеваемости), информированность о мире профессий. Дополнительно выделяют социальные факторы (например, социальное окружение, условия быта, образование родителей). Отдельная ниша была выделена для способностей. Как правило, проблема способностей часто путается с вопросом одарённости, но такого высокого уровня развития способностей требуют от выпускника очень мало профессий.
Одна из наиболее известных психологических концепций профессионального выбора, которая объединяет личностные черты с предпочтением вида занятий, представлена теорией Дж. Холланда. Этот ученый попытался объяснить, по какой причине разные типы личностей предпочли разные типы профессиональных занятий.