Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Личные и социально-психологические потребности во власти и подчинении

Все предметы / Психология / Личные и социально-психологические потребности во власти и подчинении

Личные и социально-психологические потребности во власти

Определение 1

Власть (господство) – это стремление преобладать над кем-то или над чем-то.

В настоящее время вопрос психологической природы возникновения такой потребности как власть занимает умы многих исследователей в области психологии. Однако, несмотря на большое количество исследований, до сих пор нет единого и четкого ответа на то, почему и как возникает данная потребность. Мнения ученых можно разделить на две основные группы:

  1. Потребность во власти является процессом, который возникает в ходе социальной адаптации личности.
  2. Потребность во власти является врожденной чертой человека.

Не смотря на то, что нет единого мнения о природе возникновения потребности во власти, ученые приходят к единому мнению, что эта потребность присуща многим людям, при этом она проявляется в разной степени выраженности. В случае, если человек обладает низким уровнем потребности во власти, то он будет всячески избегать занимать руководящие должности или те должности, на которых необходимо влиять (управлять) на других людей. И напротив, человек с высоким уровнем потребности во власти, будет стремиться занять руководящую должность.

Основной психологической чертой людей с высоким уровнем потребности во власти является то, что они обладают совокупностью следующих личностных качеств: авторитарность и пренебрежение к тем, кто стоит ниже их по служебной лестнице, подозрительность, прагматичность и требовательность.

Замечание 1

Как показывают проведенные исследования, в случае, если человек с высокой потребностью во власти не способен реализовать данную потребность в полной мере, то у него проявляется склонность к таким заболеваниям как гипертония, язва желудка, инсульт и иные психосоматические заболевания.

В рамках психологии управления организацией, кадры, которые обладают высокой потребностью во власти, ценятся значительно выше. Обусловлено это тем, что сотрудник, обладающий авторитарными характеристиками, неукоснительно соблюдает инструкции и правила, а в своей работе достигает больших результатов, нежели сотрудники со слабо выраженной потребностью во власти.

Готовые работы на аналогичную тему

В случае, если человек с высокой потребность во власти достигает желаемого, то есть занимает руководящую должность, то в первые годы его правления отмечается высокий тем и рост эффективности работы коллектива, однако в дальнейшем наблюдаются регрессивные тенденции.

Крайне редко потребность во власти представлена мирной психологической основной, так в основном она построена на личных амбициях человека, его честолюбии и желании возвысится над другими членами общества.

В соответствии с теорией Д. МакКлелланда, потребность во власти, проявляется у человека в виде желания оказывать влияние на других людей, тем самым получая удовлетворения от принятия участия в их судьбе. Кроме того, реализованная потребность во власти позволяет человеку самоутвердиться за счет других людей.

Замечание 2

Положительной стороной потребности во власти является то, что она оказывает положительное влияние на развитие у человека его лидерских качеств, позволяет преодолеть любые испытания на пути к достижению своей цели.

Личные и социально-психологические потребности в подчинении

Определение 2

Подчинение – это понятие, которое относится к экономической и психологической зависимости, то есть оно реализуется через стремление действовать против воли другого человека.

Потребность в подчинении связана в первую очередь с потребностью в постоянном контроле. То есть, человеком движет желание найти того, на кого можно возложить ответственность за свои поступки, чувства и даже жизнь. Человек с высокой потребностью в подчинении нуждается в подсказках и указаниях, он предпочитает следовать за кем-то, а не вести за собой.

В ходе проведенных исследований, учеными были выделены основные личностные качества человека, которые позволяют распознать у него потребность в подчинении, к ним относятся: безынициативность и невыразительность действий.

Замечание 3

Люди с высоким уровнем потребности в подчинении не желают принимать решения, они не стремятся самостоятельно предпринимать какие-либо действия, им необходим постоянный контроль и предварительное разрешение.

Потребность в подчинении зачастую порождает принуждение. Происходит это в том случае, когда человек стремится к подчинению, но у него установлены определенные психологические границы дозволенного. В тоже время человек, который стремится подчинять, имеет несколько большие представления о гранях дозволенного подчинения. В этом случае возникает принуждение, которое имеет несколько форм.

Основные формы психологического принуждения:

1.Рациональный выбор – человек, который готов подчиняться находится в таких условиях, при которых он очень сильно психологически зависит от господствующего, что порой он готов идти на уступки и выбирать меньшее из зол. То есть, когда все прочие варианты намного хуже, чем подчинение. В данном случае речь идет о действии таких объективных обстоятельств, которые являются непреодолимыми для человеческой воли. Например, при захвате заложников, захватчики требуют от них подчинения. В этом случае заложники пойдут против своей воли и выберут подчинение.

  1. Добровольность или добровольное поведение – противоположно по своей природе рациональному выбору. В данном случае, возражений господствующему заведомо не будет, если никакой чужой воли попросту нет, а есть то самое полноценное самоуправление, приверженность которому отвращает человека от подчинения. Добровольность выбора подразумевает невынужденность, свободу, доступность самых желанных вариантов, обстоятельства, благоприятствующие стремлениям человека.
Замечание 4

Идеал добровольности формулируется так: «это ситуация, когда требования подчиниться со стороны других людей несущественны (отсутствуют или совпадают с чаяниями индивида), а возможности оценить обстоятельства и последствия поведения – максимальны».

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Екатерина Сергеевна Плугина

Эксперт по предмету «Психология»

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис