Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Личностные особенности детей с нарушениями речи

Определение 1

Нарушения речи (речевые дефекты) — это общее понятие, которое включает в себя почти все отклонения речевого развития. Нарушения речи способны в разной мере затронуть соответствующие компоненты психики в целом.

Становление личности ребенка с нарушением речи

Психолого-педагогической классификацией речевых расстройств выделяются две группы нарушений:

  • средств общения (фонетическое, фонематическое, общее недоразвитие речи);
  • использования средств общения (заикание).

По мнению Р.Е. Левиной, нельзя говорить о речевом нарушении самом по себе. Этот феномен всегда будет связан с личностью и психикой конкретного человека (в данном случае ребенка), включая присущие ему психические особенности. Значение недостатков речи в развитии и судьбе детей будет напрямую зависеть от природы дефекта, его степени, а также от отношения ребенка к своему дефекту.

Статья: Личностные особенности детей с нарушениями речи
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов

Проблему развития личности и ее особенностей у детей с дефектами речи рассматривали многие психологи и логопеды. По их общему мнению общая черта личности детей с нарушениями речи состоит в формировании речевым дефектом измененного положения у любого ребенка, вне зависимости от вида и степени дефекта.

При проявлении речевого нарушения ребенок начинает чувствовать определенную разницу с другими детьми, которая в некоторой степени определяет последующий жизненный путь. Отклонения развития, прежде всего, способны вызвать нарушения в сфере коммуникаций и речевого общения.

Определение 2

Речевое общение представляет собой такую активность взаимодействующих людей, в процессе которой они, используя языковые средства, могут организовать совместную деятельность. Коммуникативные (языковые) способности, в свою очередь, необходимо рассматривать в качестве высших психических функций, выраженных через языковую и коммуникативную компетентность.

«Личностные особенности детей с нарушениями речи» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Если у ребенка наблюдается низкий уровень языковой способности, в том числе общее недоразвитие речи, то можно говорить о недостаточной коммуникативной способности. Этот факт ведет к сложностям в процессе учебной коммуникации, в речевом взаимодействии при осуществлении совместной игровой, учебной, трудовой деятельности.

Особенности нарушений в развитии личности, связанных с речевыми нарушениями

Речевые нарушения, проявляющиеся у ребенка, способны вести к возникновению нарушений его эмоционально-волевой сферы. Это является причиной проявления патологий в поведении.

У ребенка с отклонениями в развитии речи довольно часто наблюдается переоценка собственных сил и возможностей собственного положения в группе, для него присущ неадекватно завышенный уровень притязаний. Такой ребенок некритично стремятся к лидерству, реагирует негативно и агрессивно на любые трудности, часто сопротивляется требованиям взрослых или отказывается выполнять действия, в которых обнаруживается его несостоятельность. Основой возникающих резко отрицательных эмоций может являться внутренний конфликт притязаний и неуверенности. Тем не менее, часто наблюдается и прямо противоположное явление в виде недооценки своих возможностей.

Среди личностных особенностей в поведении таких детей важно выделить следующие черты:

  • нерешительность,
  • конформность,
  • крайняя неуверенность в своих силах,
  • некритичная оценка собственной деятельности и действий других,
  • легкое попадание под чужое влияние,
  • искаженное восприятие самого себя и окружающего мира,
  • ошибки в оценке своих способностей и личностных свойств.

Все эти черты приводят к нарушению взаимодействия с окружающей средой, они способны снижать эффективность деятельности и препятствовать оптимальному развитию личности. Ребенок с дефектами речи всегда будет в какой-то форме чувствовать свое невыгодное положение, которое вытекает из дефекта. В свою очередь, такое отношение к себе проявляется через чувство неполноценности.

Личностные особенности детей с заиканием

Почти у всех детей с тяжелыми речевыми нарушениями (например, заиканием), было выявлено своеобразное протекания психических процессов (частое проявление импульсивности или, напротив, заторможенности). Иногда такой ребенок не способен принимать решения не по той причине, что не может дать правильный ответ, а потому, что стрессовое состояние дезориентирует его деятельность.

У ребенка с заиканием отмечаются отклонения в эмоциональных, волевых и мотивационных проявлениях. Это отражает низкая самооценка, наличие неуверенности, тревожности, появление немотивированных страхов (например, страха речи). Один из показателей неэффективного речевого поведения представлен ригидностью коммуникативных приемов поведения. Отмечено, что проявления заикания напрямую зависят от индивидуального (личностного) отношения ребенка к соответствующим коммуникативным условиям. Степень тяжести заикания у ребенка будет при этом адекватна степени его фиксированности на собственном дефекте.

В соответствии с наличием благоприятных или неблагоприятных социальных условий, где вынуждены расти дети с заиканием, данные психические явления в разной мере могут проявляться кратковременно, или закрепляясь, перерастают в стойкие психические состояния и личностные свойства. В целом они уже способны определять психологические особенности заикающегося человека.

Личностное развитие характеризует не только дефект как таковой, но и тот факт, что ребенок может осознавать свой дефект, чувствуя особое отношение к нему со стороны окружающих. При приспособлении к своему дефекту (внутренне или через поведение) ребенок получает возможность сформировать определенные защитные механизмы, накладывающие отпечаток на личность в целом.

Использование специальных инструментов и форм психологической помощи, вместе с коррекционной логопедической работой, сконцентрированной на исправлении речевых дефектов, способно существенно сгладить проявление вторичных нарушений. Эта работа способствует полноценному развитию детской личности.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 14.07.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot