Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Особенности взаимодействия со взрослыми детей с ОНР

Эволюция отношений со взрослыми детей дошкольников

Определение 1

Общее недоразвитие речи (ОНР) – это нарушение формирования всех сторон речи у детей с сохранным интеллектом и полноценным слухом.

Отношение ребенка к миру является производной величиной от непосредственных и конкретных его отношений к взрослым людям.

Общение со взрослыми является внешним фактором, способствующим развитию, но не его источником и началом. Отношение взрослого к детям облегчает социальные нормы, подкрепляя соответствующее поведения и помогая детям подчиняться социальным воздействиям. При этом психическое развитие рассматривается в качестве процесса постепенной социализации-адаптации детей к внешним по отношению к нему социальным условиям.

Лисина М.И. выделила несколько форм общения детей со взрослыми.

  • Первая форма – ситуативно-личностная – общение в возрасте 1-6 месяцев. Сначала общение представлено ответом на воздействие со стороны взрослого, позже ребенок начинает активно двигаться, привлекать к себе внимание, даже негативному вниманию со стороны взрослого ребенок рад, так как это обращенность к нему. Данной форме общения свойственны доброжелательность, необходимость внимания, личностные мотивы и экспрессивно-мимическое общение.
  • Вторая форма – ситуативно-деловая – взрослый становится нужным и интересным детям не сам по себе, а потому что он обладает разными предметами и умеет с ними обращаться. Потребность в сотрудничестве – основа ситуативно-делового общения, характеризующегося потребностью в сотрудничестве, деловыми мотивами и предметно-действенными средствами общения. Это общение помогает ребенку овладеть предметными действиями, научиться пользоваться бытовыми предметами и пр.
  • Третья форма – внеситуативное общение – содержание выходит за пределы воспринимаемой ситуации. Оно становится возможным только благодаря тому, что ребенок начинает овладевать активной речью. Выделяют познавательную и личностную формы внеситуативного общения:

    • Внеситуативно-познавательному общению характерно хорошее владение речью, позволяющее разговаривать со взрослыми о вещах, не находящихся в конкретной ситуации. Ребенок требует серьезного, уважительного отношения к своим вопросам, интересам и действиям.
    • Внеситуативно-личностному общению характерна потребность во взаимопонимании и сопереживании, личностные мотивы, а также ряд речевых средств общения.
«Особенности взаимодействия со взрослыми детей с ОНР» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Иными словами, общение со взрослыми является внешним фактором, помогающим в развитии, но не являющимся его источником и началом. Отношение взрослого к ребенку помогает облегчить понимание социальных норм, подкрепляя соответствующий стиль поведения и помогая детям подчиняться социальным влияниям.

Особенности взаимодействия со взрослыми детей дошкольного возраста с ОНР

Волкова Г.А. с другими исследователями выделяет 3 группы детей с ОНР в соответствии с особенностями их отношения к взрослому:

  • эмоционально восприимчивые дети, характеризуемые ярко выраженной позитивной направленностью на взрослого, уверенностью в любви родителей и воспитателей. Они способны адекватно оценить отношение к себе взрослых, но проявляют особую чувствительность к изменениям в поведении взрослого, что вызывает эмоциональные переживания;
  • эмоционально не восприимчивые дети, характеризующиеся отрицательной установкой на педагогическое воздействие взрослого. Такие дошкольники зачастую могут нарушать порядок, дисциплину, не соблюдают установленные нормы. Родители могут жаловаться на непослушание со стороны таких детей. После усвоения по отношению к себе порицающего воздействия, дети начинают отвечать взрослым негативизмом и равнодушием;
  • дети, проявляющие нейтральное отношение к взрослым и требованиям с их стороны, они практически не проявляют никакой активности и инициативность при общении со взрослыми, кроме матери или самого близкого и значимого взрослого, играют пассивную роль и жизни группы детского сада. Внешне такие дети практически не проявляют никаких личных переживаний, что может свидетельствовать об отсутствии у них опыта внешнего выражения своих эмоций.

Соловьева Л.Г. пишет, что серьезные затруднения в процессе организации своего речевого поведения у детей, имеющих системные нарушения речи, накладывают негативный отпечаток на их общение с окружающими людьми.

Взаимообусловленность речевых нарушений и коммуникативных умений у данной категории детей вызывает развитие таких особенностей речевого развития, как бедность и недифференцированность словарного запаса, явная недостаточность словаря глаголов, своеобразие связного высказывания, что препятствует осуществлению полноценного общения. Следствие этих трудностей представлено снижением потребности в общении со взрослыми, несформированностью форм коммуникации, то есть диалогической и монологической речи. К особенностям поведения относят незаинтересованность в контакте, неумение ориентироваться в ситуации общения и заметное проявление негативизма.

Трауготт Н.Н. считает, что дети с ОНР могут проявлять речевой негативизм или речевую пассивность во время общения.

Гриншпун Б.М. писал, что при ОНР может проявляться избирательная контактность с окружающими. В качестве одного из основных средств общения могут использоваться жесты и мимика. Речевая продукция детей затрудняет использование вербальных средств, так как она остается вне собственного контроля детей.

Федосеева Е.Г. провела исследование детей с ОНР и продемонстрировала, что у большинства старших дошкольников преобладающей является ситуативно-деловая форма общения, характерная для детей 2-4 лет нормативного развития. Предпочитаемым большинством из них выступает общение со взрослыми на фоне игры, которую отличает на данном этапе как содержательная бедность, так и недостаточная структурированность используемой в ней речевой продукции.

У отдельных детей с ОНР преобладающим выступает внеситуативно-познавательное общение. Такие дети с интересом откликаются на предложения педагогов и взрослых почитать книги, внимательно слушают несложные занимательные тексты, но после окончания чтения книги практически невозможно организоваться с ними беседу по прочитанному материалу.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 13.12.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot