Адаптация — это ключевое понятие в сфере дисциплин, которые изучают человека с позиций естественнонаучного, гуманитарного и общественного подхода.
Подходы к понятию личностной адаптации
В научной (особенно русскоязычной) литературе можно встретить множество взглядов и мнений на то, что считается адаптацией. При наличии подобного междисциплинарного разночтения важно уточнить суть понятия «адаптация» и категорий, связанных с ним и характеризующих личностные особенности.
В соответствии с традициями российской школы физиологии, существующей со времен Сеченова, Павлова и Ухтомского, адаптацию необходимо рассматривать в контексте системно-динамического подхода. Она представляет собой, таким образом, единую, целостную, интегративную реакцию организма, которая концентрируется на поддержке его жизнедеятельности при условии непрерывно меняющейся внешней среды.
Включение в состав категории «адаптация» деятельностного компонента углубляет его суть и приближает к задачам психологических исследований и практики. С такой точки зрения адаптацию необходимо понимать не просто в качестве процесса и результата взаимодействия человека и среды, а в качестве системного ответа организма на долговременное и неоднократное воздействие внешней среды. Последнее направлено на изменение структуры гомеостатического регулирования, обеспечивающее жизнь и деятельность с помощью создания первичного ответа и минимальной реакции платы, адекватного внешнему фактору.
Сущность личностно-адаптационного потенциала
Исследования показали, что характерная черта взаимодействия в системе «человек-среда» представлена тем, что человек здесь может выступать активной стороной. Он моделирует различные стратегии адаптации, применяя генетически закрепленные и приобретаемые механизмы адаптивного поведения. Личностно-адаптационный потенциал можно обозначить в качестве процесса взаимодействия личности и окружающей среды. В результате него у человека проявляются поведенческие модели и стратегии, которые адекватны условиям меняющейся среды.
Если обратиться к психофизиологическим и психологическим основам адаптации, то важно остановиться на взглядах Ф.Б. Березина (1988 год). В соответствии с ними психическая адаптация определяется как процесс установки оптимального соответствия личности с окружающей средой при осуществлении действий, свойственных человеку. Это дает возможность удовлетворить актуальные потребности и реализовать значимые цели, связанные с ними. Это необходимо для обеспечения соответствия психической деятельности поведению и требованиям среды.
Личностно-адаптационный потенциал кроме сохранения психического гомеостаза предполагает оптимизацию постоянного взаимодействия с окружением, которое характерно для индивидуума. Он же требуется для установки адекватного соответствия психических и физиологических характеристик в создании относительно стабильных психофизиологических соотношений.
Адаптация представлена не только процессом, но и свойством любой живой саморегулируемой системы. Она состоит в способности приспособиться к постоянно меняющимся условиям внешней среды.
Степень развития адаптационного потенциала личности способна определять интервал изменений условия и характера деятельности, в рамках которых происходит адаптация для конкретного человека. Если обратиться к значению личности в адаптации, то адаптационный потенциал индивида в большей степени зависит от его психологических особенностей, которые определяют возможность адекватно регулировать функциональное состояние организма в различных условиях жизни и деятельности.
Таким образом, чем значительнее будут адаптационные способности, тем выше является вероятность того, что организм будет функционировать в нормальном режиме.
Содержание понятия адаптации и личностно-адаптационного потенциала тесным образом связано с феноменом стресса. Разработка его концепции основана на идее У. Кэннона и Г. Селье. Вопросам стресса было посвящено большое число трудов во многих сферах знания. Особенного внимания психологов заслужила фундаментальная монография Л.А. Китаева-Смыка, названная «Психология стресса. Психологическая антропология стресса». В ней вместе с обобщением феноменологии стресса был осуществлен анализ адаптации.
Адаптация и личностный потенциал
Многие ученые отметили тесную связь между явлениями адаптации и личностного развития (потенциала личности). Именно личностные характеристики в большей степени способны определять успех адаптации. Саму адаптацию исследователи считают мощнейшим стимулом развития личности. В результате экспериментов была предложена концепция функциональных систем, которая задавала базовый состав современных теоретических представлений о психической адаптации.
Было выделено несколько уровней адаптации:
- Эффективная адаптация (высокая степень личностно-адаптационного потенциала);
- Неполная адаптация;
- Неустойчивая адаптация (сниженная степень адаптации личности в некоторых социальных ситуациях);
- Дезадаптация (нарушение адаптации).
В научных источниках при описании понятия адаптации и потенциала чаще всего оперируют близкими и более узкими категориями, включая стрессоустойчивость, жизнестойкость, эффективность и др., например, одним из важных факторов адаптации личности считается копинг-компетентность. Она представляет собой аналог отечественного термина «стрессоустойчивость», который рассматривают как результат взаимодействия разных элементов:
- Эмоционального,
- Психофизиологического,
- Интеллектуального,
- Волевого.
В рамках копинг-компетентности выделяют адекватность в интерпретации и оценке ситуативных параметров, рассматриваемых на уровне общей тенденции и в соотношении специфических стрессоров. Также здесь следует принять к вниманию адекватность восприятия ресурсов внешнего и внутреннего характера для преодоления стресса, сформированные навыки выбора наиболее эффективных стратегий поведения в зависимости от параметров ситуации.