Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Личностная беспомощность

Сущность понятия «личностная беспомощность»

Определение 1

Личностная беспомощность - это устойчивая характеристика мотивационной сферы личности, которая проявляется в неспособности личности преобразовать действительность, управлять событиями собственной жизни, ставить цели и достигать их.

Данное свойство мотивационной сферы проявляется в неуверенности в себе, замкнутости, пассивности, низкой самооценке, эмоциональной неустойчивости. Глобально это неспособность использовать имеющиеся возможности для желаемого преобразования ситуации.

Личностная беспомощность является разновидностью выученной беспомощности - психологического состояния для которого характерно отсутствие у живого существа стремления применить усилия для изменения ситуации, хотя к этому у него есть все возможности.

Родоначальником исследований выученной беспомощности является М. Селигман, который в 50-х годах 20 века активно занимался изучением данного понятия в ходе общего переосмысления природы мотивации в психологии. Он выявил, что в мотивации значение имеет не только усилие и поставленная цель, но также и осознание личностью возможности достижения этой цели.

М. Селигман отмечал, что выученная беспомощность формируется к 8 годам, и основными факторами формирования выученной беспомощности являются следующие:

  1. Опыт переживаний неподконтрольных событий, в которых индивид не имел возможности никак контролировать ситуацию. Этот опыт переносится на любые другие ситуации вообще, в которых возможность контроля реально существует.
  2. Опыт видения и наблюдения беспомощных людей (например, по телевизору).
  3. Отсутствие достаточной самостоятельности в детстве.

Отечественные исследователи данного понятия отмечают, что фактором формирования беспомощности может быть также и травмирующее событие, в котором ребенок никак не могу изменить ситуацию.

«Личностная беспомощность» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Психологи выделяют следующие компоненты личностной беспомощности:

  • эмоциональный - склонность не проявлять открыто эмоциональные реакции, подавление эмоций;
  • когнитивный - перенос негативного опыта на все другие ситуации, в которых активное действие может быть эффективным;
  • мотивационный - отсутствие инициативы и активности в изменении ситуации;
  • волевой - покорное подчинение происходящему.

Роль воспитания в формировании личностной беспомощности

Наиболее существенным фактором формирования личностной беспомощности является нарушение взаимоотношений внутри семьи. Отечественные исследователи выделяют следующие типы воспитания, при которых часто формируется личностная беспомощность:

  • доминирующая гиперпротекция: постоянное и некритичное удовлетворение любых потребностей ребенка, в результате чего у ребенка атрофируется инициативность, самостоятельность, активность и автономия;
  • повышенная моральная ответственность;
  • жестокое отношение;
  • непоследовательность в воспитании: несоразмерные санкции и поощрения в контексте поступка ребенка.

Кроме того, влияние материнского и отцовского воспитания существенно различается: матери «беспомощных» детей больше склонны к гиперпротекции и потворствованию любым потребностям ребенка, а отцы же больше склонны к непоследовательному и жестокому стилю воспитания.

Интересно, что отцы беспомощных детей, как правило, не имеют развитых отцовских качеств, им свойственен поверхностный интерес к ребенку, нежелание общаться. Также есть еще категория отцов, которые склонны подчеркивать «детскость» в ребенке, они испытывают страх перед взрослением ребенка, относятся к нему как к маленькому, в результате он не получает достаточный опыт преодоления трудностей.

Обоим родителям также свойственно проецировать на ребенке свои нежелательные черты личности и характеристики: родитель навязывает негативные роли своему ребенку, что позволяет им не видеть этих качеств в самих себе. Родитель ведет борьбу с этими качествами, хоть они могут быть и мнимыми, но при этом он убежден, что ребенок в этом ключе неисправим. Поэтому сколько бы ребенок ни пытался измениться, он видит по реакции родителей, что это бесполезно. Таким образом, он не может ощутить контроль над происходящим.

Рассматривая семью как систему, внутри которой любой психологический феномен несёт в себе некий функционал, можно сказать, что и личностная беспомощность выполняет определённые функции внутри дисгармоничной семьи для достижения более целостных отношений индивида со средой.

Изначально функции личностной беспомощности реализуется внутри семьи, поскольку необходимы для поддержания нормальной жизнедеятельности именно там, но со временем эти функции распространяются и на другие сферы жизни.

Функции личностной беспомощности

На первый взгляд может показаться, что личностная беспомощность несёт в себе исключительно негативные проявления. Однако в нашей психике не бывает случайных проявлений, и каждое имеет свой функционал.

М. Селигман также писал, что умеренное проявление пессимизма может принести ограниченный объем пользы: пессимистический атрибутивный стиль как фактор формирования личностной беспомощности входит также и в симптомокомплекс личностной беспомощности.

Поэтому полнота описания данного феномена возможна только при позиционирование его как функциональной системы, имеющей свои компоненты, формирующиеся в ходе индивидуального развития под воздействием окружающей среды, что приводит к формированию полезных приспособительных результатов.

Были сформулированы 3 основные функции личностной беспомощности:

  • защитная: формируется при непоследовательном стиле воспитания;
  • адаптивная: формируется при повышенной моральной ответственности и жестокости родителей;
  • манипулятивная: формируется при доминирующей гиперпротекции.

Манипулятивная функция реализуется через привлечение внимания других людей и получение поддержки от них. Ребенок с личностной беспомощностью, проявляя пассивность и замкнутость, демонстрирует для окружающих изменение своего поведения, что интерпретируется другими людьми как угрожающее его благополучию поведение, и они реагируют на данное поведение в выгодном для субъекта ключе.

Адаптивная беспомощность обусловлена возникновением ситуации, которая требует преодоления трудностей и последующей адаптации. Суть адаптивной личностной беспомощности в быстром уменьшении напряжения посредством убеждения личности в том, что она не способна повлиять на ситуацию, что ведёт как следствие к снижению мотивации и снижению попыток активного ее изменения. Такая пассивность и бездеятельность формируют чувство безопасности, приводя личность в ощущение психологического комфорта, но не решают проблему.

В ситуации непоследовательного стиля воспитания ребенок оказывается в ситуациях, угрожающих его психической стабильности. Такие дети убеждены, что трудные ситуации неподконтрольны им, поскольку имеют опыт несоответствия их поступков и реакций родителей на их действия. Поэтому они и не предпринимает никаких действий и не задействован возможных ресурсов, сохраняя психологический комфорт.

Уже во взрослом жизни такая защитная функция личностной беспомощности способствует сохранению самооценки, поскольку индивид снимает ответственность с себя, считая события не подконтрольными для него, что сохраняет его образ Я целостным.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 01.09.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot