Лев Борисович Ительсон (1926 — 1974), психолог, доктор психологических наук
Краткая биография
Родился в 1926 году в Баку.
Два высших образования получил параллельно в Азербайджанском индустриальном институте и в Азербайджанском заочном педагогическом университете, на базе данных высших учебных заведений в 1945 году закончил сразу два факультета – нефтемеханический и факультет иностранных языков, а через год – юридический факультет в Азербайджанском университете.
В 1946 году устроился на работу в качестве школьного учителя.
В 1952 году Л.Б. Ительсона пригласили на работу в Азербайджанский НИИ педагогики в качестве научного сотрудника. Проработав на этом месте работы шесть лет, в 1958 году перешёл работать преподавателем в Азербайджанский государственный педагогический институт им. М.Ф. Ахундова.
Занимаясь педагогической деятельностью, Л.Б. Ительсон продолжал интенсивно учиться, и в 1965 году им была защищена диссертация по теме «Математические методы в педагогике и педагогической психологии», после чего он получил научную степень доктора педагогических наук.
После получения научной степени являлся главой кафедры психологии Владимирского педагогического института, а также лаборатории экспериментальной психологии данного высшего учебного заведения.
В это время осуществлялась плодотворная работа, нашедшая отражение в 14 книгах и более чем в 100 статьях, в которых описывались различные проблемы, затрагивающие общую, возрастную, педагогическую психологию, психологию труда, инженерную психологи.
Умер в 1974 году во Владимире.
Вклад в науку
В современной психологии имя Л.Б. Ительсона связано с многими исследованиями, имеющими разную направленность. В частности, автором рассматривались достаточно подробно проблемы общей психологии: предмет науки, особенности приспособительного поведения, особенности социального поведения живых организмов, специфика деятельности, дана классификация структуры деятельности, видов и уровней деятельности, глубоко затронуты вопросы, касающиеся предметно-действенного и образного мышления. Интерес для студентов вузов представляет описание сущности сенсорных и перцептивных процессов.
В рамках возрастной и педагогической психологии Л.Б. Ительсоном рассматривались вопросы организации учебной деятельности, её источников, структуры и условий. Кроме того, подробным образом изложена сущность научения, его виды. В виде лекционного материала автором предлагается сравнительный анализ основных современных теорий научения, причём теория научения рассматривается на различных уровнях – на рефлекторном, когнитивном, условно-рефлекторном, знаковом. Делаются выводы относительно универсальности модели сенсорного научения, моторной модели научения, ассоциативной модели обучения.
Достаточно интересны труды, посвящённые использованию в психолого-педагогических исследованиях различных методов, в частности, автором подробно рассматриваются математические и кибернетические методы. Большое количество исследований посвящено теоретическим и методическим аспектам, освещающим профессиональную подготовку школьников. Издано несколько статей по инженерной психологии и психологии труда.
В 60-х гг. Л.Б. Ительсон принимал активное участие в работе, направленной на совершенствование методики преподавания психологии в педагогических вузах, составил программу по психологии и учебное пособие, предназначенное для студентов педагогического вуза.
Основные труды
- Вопросы профессиональной подготовки школьников (1961)
- Математические и кибернетические методы в педагогике (1964)
- Лекции по современным проблемам психологии обучения (1972)
- Лекции по общей психологии (1970-1972)