Леонид Владимирович Занков (10 (23) октября 1901 — 27 ноября 1977), советский психолог
Краткие биографические данные
Родился в 1901 году в Российской империи, в городе Варшава.
Педагогическую деятельность начал достаточно рано, с 1918 года работал в качестве учителя в сельской школе (Тульская область). Через год после начала работы уезжает в Тамбовскую, а затем в Московскую область, где работает воспитателем и заведующим сельскохозяйственными колониями.
Высшее образование получил в Московском Государственном университете, обучался на факультете общественный наук. Закончив в 1925 году высшее учебное заведение, занимается научно-исследовательской работой при НИИ дефектологии, которую продолжал вплоть до 1951 года.
В 1935 году в первой организованной в СССР лаборатории, в которой проводились исследования по специальной психологии, занял должность заведующего отделом, одновременно являлся заместителем директора по научной работе. 1944-1947 гг. – являлся директором учреждения.
В 1942 году защитил диссертацию по теме «Психология воспроизведения». В 1945 году был избран действительным членом АПН РСФСР, реорганизованную затем в АПН СССР, где также работает в качестве действительного члена.
В 1951-1955 гг. работал заместителем директора по науке НИИ теории и истории педагогики АПН, после чего назначается руководителем лаборатории в этом институте, работу на данном месте продолжал до самой смерти.
Умер в 1977 году в Москве.
Вклад в науку
Л.В. Занков наиболее известен в отечественной педагогике как разработчик концепции развивающего обучения. В литературе данная концепция более известна под названием «Дидактическая система Занкова».
Система, которую разработал Л.В. Занков совместно с сотрудниками лаборатории в 60-х гг. ХХ века, направлена на общее психическое развитие школьника. В качестве ведущих принципов в данной системе используется:
- обучение школьников на высоком уровне трудности,
- признание ведущей роли теоретических знаний в обучении школьников,
- ученые программы построены в соответствии с линейным принципом,
- предусмотрен быстрый темп в изучении нового материала при непрерывном повторении и закреплении, организуемом в новых условиях,
- обучение по данной системе строится с опорой на индивидуальное развитие учащихся класса,
- воспитывается положительная мотивация учения и познавательные интересы школьников,
- в процесс обучения включается эмоциональная сфера,
- кроме того, важным является гуманизация взаимоотношений между педагогом и школьниками.
Система Л.В. Занкова отличается от других систем обучения следующим: в данной системе используется гибкая структура уроков, в процессе обучения широко используются дискуссии по материалу, прочитанному или увиденному школьниками, а также по произведениям изобразительного искусства, музыки или труда.
В обучении для повышения познавательной активности школьников находят применение дидактические игры, организуется самостоятельная деятельность, значительная часть урока отводится коллективному поиску на основе наблюдений, сравнений, группировок, классификаций, выявления закономерностей, самостоятельного формулирования выводов. Дидактическая система, разработанная Л.В. Занковым, позволяет Данная система акцентирует внимание учителя на развитии у детей мышления, наблюдения, действования практически.
Значительный вклад Л.В. Занков внёс в разработку вопросов обучения и воспитания детей, имеющих отклонения в развитии.
Основные труды
Основными трудами педагога являются исследования по дидактике, психологии, дефектологии. В числе самых значительных можно назвать:
- Память
- Память школьника
- Обучение и развитие.