Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Культурный ассимилятор или техника повышения межкультурной сензитивности

Сущность понятия «культурный ассимилятор»

Определение 1

Культурный ассимилятор - это метод работы в кросс-культурной психологии, целью которого является научение индивида видеть ситуации с точек зрения членов аутгруппы, понимать их видение мира. Поэтому культурный ассимилятор называют техникой повышения межкультурной сензитивности.

Основными задачи данного метода являются:

  • изучение и освоение атрибуций (способов интерпретации поведения) представителей чужих культур;
  • осознание и переживание собственных эмоциональных реакций в ситуациях межэтнического взаимодействия и развитие способов их коррекции;
  • формирование и развитие установок на толерантное поведение в инокультурной среде.

Самые первые культурные ассимиляторы появились в начале 60-х годов: они были разработаны психологами университета в штате Иллинойс под руководством Г. Триандиса. Изначально данный метод работы был предназначен для американцев, которые взаимодействуют с арабами, иранцами, греками и тайцами. Основная цель была в том, чтобы за короткое время составить как можно более обширное описание различий между культурами.

В итоге, эта разработка приняла характер программированного пособия с обратной связью, что позволяло сделать его читателя активным участником процесса обучения. А позднее эта модель стала использоваться и в компьютерном варианте пособий.

Таким образом, культурный ассимилятор - это своеобразный метод когнитивного ориентирования, однако часто его применяют и в тренинговых программах (проводятся ролевые игры с использованием культурного ассимилятора).

В таком ключе, он является основой для построения атрибутивного тренинга, в котором задачей участников является выбор такой атрибуции в ситуации взаимодействия, которая является характерной для представителя чужой культуры (изоморфная атрибуция).

Специфика составления культурных ассимиляторов

Как правило, культурные ассимиляторы включают в себя описание порядка 100-200 ситуаций взаимодействия персонажей из разных культур, на каждую из которых предлагается 4 интерпретации их поведения.

Сами ситуации подбираются таким образом, чтобы они выражали наиболее существенные и ключевые различия между культурами. Наиболее продуктивными с точки зрения развития межкультурной сензитивности являются ситуации, которые описывают наиболее часто встречающиеся случаи взаимодействия представителей двух культур, а также те, которые представитель группы «гостей» воспринимает как конфликтную или чаще всего неверно интерпретирует, и те ситуации, которые дают наибольшее количество информации о чужой культуре.

«Культурный ассимилятор или техника повышения межкультурной сензитивности» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Формирование ситуаций для культурных ассимиляторов осуществляется с учетом взаимных стереотипов взаимодействующих культур, различий в ролевых ожиданиях, обычаях, особенностях невербального поведения, а также многое другое. Кроме того, внимание уделяется также и тому, насколько культура ориентирована на индивидуализм или коллективизм.

Для иллюстрирования конфликтных ситуаций можно использовать примеры из этнографической или исторической литературы, СМИ, наблюдений самих разработчиков. Также используется метод интервью с методикой «критического инцидента»: респондента просят вспомнить ситуации, в которых произошло что-то резко позитивное или негативное, что изменило его представления о чужой культуре.

Наиболее сложным этапом формирования культурного ассимилятора является комплектование набора альтернативных атрибуций. Например, если формируют ассимилятор, ориентированный на подготовку представителей культуры А к взаимодействию с представителями культуры В, то в этом процессе участвуют эксперты (представители этих культур), с помощью которых подбираются 3 интерпретации поведения персонажей ситуации, которые являются наиболее вероятными с точки зрения членов культуры А, и 1 интерпретацию, которую чаще всего используют представители культуры В.

В этом случае, только ответы, характерные для культуры В, являются правильными. Если же участник выбирает неверный ответ, его просят вернуться к этой ситуации и выбрать другое ее объяснение. При выборе правильного ответа, описываются те культурные особенности, в соответствии с которыми действовали участники ситуации.

Универсальный культурный ассимилятор

На данный момент разработано большое количество культурных ассимиляторов, однако все они узко специализированы и не могут быть предназначены для широко круга использования.

При этом, во многих случаях к межкультурному взаимодействию приходится готовить и довольно неоднородные группы: например, специалистов, которые взаимодействуют с многонациональной аудиторией, студентов из разных стран.

Р. Бремен со своей группой исследователей в 1983 году поставил правомерный вопрос о возможности создания универсального культурного ассимилятора, способного помочь в адаптации людям, находящимся в другой культуре.

Работая с узко специфичными ассимиляторами и различными тренинговыми группами, исследователи пришли к выводу, что создание такого универсального ассимилятора вполне возможно, поскольку люди, попадающие в новое этнокультурное пространство, проходят одинаковые стадии адаптации и формирования контактов с местными жителями. В связи с этим, можно выделить набор прототипных ситуаций взаимодействия представителей двух культур.

В 1986 году готовое пособие вышло из печати, однако следует отметить, что универсальным оно было, главным образом, для американцев, также его наработки использовались во многих других англоговорящих странах.

Таким образом, применение данного метода демонстрирует очевидное снижение использования негативных стереотипов во взаимодействии представителей двух культур и облегчает общение.

Дата последнего обновления статьи: 06.07.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot