Л. С. Выготский — это советский психолог, основатель марксистской исследовательской традиции исследования высших психологических функций человека.
Основные положения теории Выготского
Выготский Л. С. являлся автором литературоведческих публикаций, трудов по педологии и когнитивному развитию ребёнка. В начале 20 века он разработал со своими последователями культурно-историческую теорию развития психики. Одна из первых его публикаций, статья «Проблема культурного развития ребенка», была опубликована в 1928 году в журнале «Педология».
Выготский следовал концепции общественно-исторической природы психики. Он перешел к трактовке социальной среды не в качестве «фактора», а в качестве «источника» личностного развития. В детском развитии он отмечал наличие двух переплетенных линии, первая из которых следует через естественное созревание, а вторая характеризуется овладением культурными способами поведения и мышления.
В качестве вспомогательных средств организации поведения и мышления, созданных человечеством в ходе своего исторического развития, выступали системы знаков-символов. Примерами выступают:
- Язык,
- Письмо,
- Система вычисления и др.
В теории Выготский вывел, что ребенок овладевает связью между знаком и значением. Он начинает использовать речь в применении орудий. Этот период знаменует проявление новых психологических систем (функций), которые лежат в основании высших психических процессов. Процессы принципиально отличают человеческое поведение от поведения животного.
Такой показатель, как опосредованность развития психики через «психологические орудия» характеризуется также тем, что операция употребления знака, которая стоит на старте развития каждой высшей психической функции, первое в любом случае обладает формой внешней деятельности. Таким образом, происходит ее превращение из интерпсихической в интрапсихическую.
Рассматриваемое превращение проходит несколько этапов, первый из которых связан с тем, что взрослый человек с помощью определенного средства начинает управлять детским поведением. Он осуществляет направление реализации какой-либо «натуральной», непроизвольной функции.
На втором этапе дети уже сами становятся субъектом и, используя определенное психологическое орудие, начинают направлять поведение другого (рассматривают его в качестве объекта). На следующем этапе они начинают применять в отношении самих себя (как объекту) способы управления поведением, которые другие использовали в отношении них.
Таким образом, писал Выготский, каждая психическая функция появляется два раза. Первый раз она представляет собой коллективную и социальную деятельность, а затем выступает в качестве внутреннего способа мышления ребенка. Между данными «выходами» находится интериоризация («вращивание», функция внутрь).
Развитие психики и личности в теории Выготского
Культурно-историческая теория выдвигает принцип «внешнее через внутреннее», тем самым расширяя понимание ведущего значения субъекта в разных типах активности (в первую очередь, в процессе обучения и самообучения).
Обучение в концепции Выготского трактуется в качестве коллективной деятельности, а развитие внутренних индивидуальных свойств детской личности обладает ближайшим источником его сотрудничества (в широком понимании) с окружающими людьми. Гениальная догадка автора теории, которая касалась значения зоны ближайшего развития в жизни детей, дала возможность закончить спор о приоритете обучения или развития. Так, считается, что только то обучение можно назвать хорошим, которое будет упреждать развитие.
Если взять за основу системное и смысловое строение сознания, то диалогичность представляет собой основную характеристику сознания. Даже при превращении во внутренние психические процессы, высшие психические функции способны сохранять собственную природу. Как писал Выготский, «человек и наедине с собой сохраняет функции общения». Согласно мнению автора, слово нужно относить к сознанию в качестве малого мира к большому, живой клетки к организму, атому к космосу. При этом осмысленное слово представляет собой микрокосм сознания человека.
Выготский рассматривает личность как социальное понятие. В его рамках представлены следующие направления:
- Надприродное,
- Историческое,
- Человеческое.
Оно не включает все признаки индивидуальности, но может поставить знак равенства между личностью детей и их культурным развитием. Личность нельзя считать врожденной. Она возникает в результате воздействия культуры и развития. В этом смысле в качестве коррелята личности автор теории рассматривал отношение примитивных и высших реакций.
Человек, проходя свое развитие, начинает осваивать собственное поведение. Тем не менее, необходимая предпосылка данного процесса представлена формированием личности. Это связано с тем, что развитие соответствующей функции в любом случае является производным от развития личности в целом.
В своем развитии личность должна по мнению Выготского проходить несколько изменений, которые обладают стадиальной природой. Более или менее стабильные процессы развития по причине накопления новых потенций и разрушения одной социальной ситуации развития и возникновения другой могут сменяться критичными этапами в жизни личности. В их процессе происходит бурное формирование психологических новообразований.
Кризисы личностного развития характеризуются единством двух сторон, включая негативную (деструктивную) и позитивную (конструктивную). Они имеют значение ступеней в поступательном движении по дороге последующего развития ребенка. Видимое неблагополучие в его поведении в критическом возрасте не является закономерностью. Скорее, это свидетельство неблагополучного течения кризиса, для которого характерно отсутствие изменений в негибких педагогических системах. Данная система не успевает за быстрым изменением детской личности.