Сущность этического поведения и его компоненты
Этическое поведение – это соблюдение основных правил и требований, установленных в том обществе, в котором существует человек.
Этическое поведение включает в себя формирование опыта культуры поведения в общественных местах, навыки дисциплинированного и организационного поведения, навыки положительного взаимодействия с окружающими людьми, навыки самоорганизации и самостоятельности, умение «подать» себя правильно, поддерживать в окружающей обстановке порядок и чистоту.
Этическое поведение достаточно объемное понятие, включающее в себя совокупность элементов и сторон жизни человека.
В первую очередь под этическим поведением понимается культура повседневного поведения человека (в труде, быту, взаимодействии и общении с окружающими и т.д.). Культура проявляется в форме соблюдения человеком моральных и этических норм, манер общения, этикета, поступках и действиях.
Этическое поведение не подразумевает формального соблюдения этикета, оно связно со многими нравственными представлениями и чувствами, которые в свою очередь и подкрепляют его.
Содержание этического поведения, представлено рядом следующих компонентов:
- Этическая культура деятельности – характеризуется поведением человека в разных видах деятельности. В процессе формирования этической культуры поведения у ребенка воспитывается умение содержать в порядке окружающее его пространство, доводить начатое дело до конца, бережно относится к вещам, книгам и игрушкам, регулировать собственную деятельность и досуг.
- Этическая культура общения – направлена на формирование у ребенка умения соблюдать нормы и правила общения с окружающими в зависимости от их социального статуса, относится к людям уважительно и вежливо. Для формирования данной стороны этического поведения особое значение имеет развитие и совершенствование словарного запаса ребенка.
- Культурно-гигиенические этические навыки – представляют собой одну из важнейших сторон культуры человека. В процессе воспитания ребенку обозначают значимость опрятности, содержания в чистоте своего тела, обуви, одежды и т.д. Ребенок с ранних лет должен понимать, что все это необходимо не только для того, чтобы окружающим было приятно общаться с ним, но и для сохранения и укрепления собственного здоровья. Опрятный внешний вид показывает уважительное отношение к окружающим людям.
- Культура еды – зачастую этот элемент этического поведения относят к культурно-гигиеническим навыкам, одна он имеет самостоятельный этический аспект. Связано это с тем, поведение за столом подразумевает соблюдения ряда этических правил, основанных на уважении к тем, кто находится рядом за столом, а так же к тем, кто занимался приготовлением еды.
Условия воспитания этического поведения и культура овладения им
Культура овладения этическим поведением начинается с раннего возраста. Основную роль в этом процессе играют родители и педагоги дошкольного учреждения.
В ДОУ воспитатель, воспитывая у детей нормы этического поведения, в первую очередь показывает данные нормы посредством собственного личного примера этического поведения.
Кроме того, воспитатель должен дать детям четкое представление о целесообразности и необходимости освоение каждого правила этического поведения. Только осознав ценность этих правил дети будут стремиться активно ими пользоваться в повседневной жизни, в результате чего они станут нормой их поведения.
Воспитание этического поведения требует от воспитателей большого терпения. Весь процесс начинается в младшей группе ДОУ, когда воспитатели учат детей бережно относиться к своим вещам, складывать их аккуратно перед сном и после прогулки. Ежедневно воспитатели напоминают детям правила поведения за столом, на прогулке, во время занятий и т.д. Постепенно эти знания закрепляются у детей, а умения переходят в навыки и ежедневную естественную потребность.
Таким образом, роль воспитателя ДОУ в культуре освоения детьми этического поведения очень велика. Их работа представляет собой ежедневный и систематический труд, направленный на формирования необходимых этических знаний, умений и навыков у детей дошкольного возраста. Все что будет усвоено ребенком в период дошкольного детства, является фундаментом для последующего развития у него культуры и этики поведения.
Особо необходимо отметить роль родителей в овладении ребенком этическим поведением. С самого раннего детства родители закладывают в детях привычки чистоплотности и аккуратности, приучают самостоятельно одеваться, застилать свою кровать, убираться в своей комнате. Все это формирует не только этическое поведение, но и приучает детей к труду и самостоятельности.
При формировании этического поведения у ребенка в условиях семьи, родителям необходимо в первую очередь понимать, что выполняя ту или иную работу за своего ребенка, они не помогают ему, а напротив, мешают выработке полезных навыков и привычек. В дальнейшем ребенок попросту не сможет жить самостоятельно в среде сверстников. Поэтому крайне важно, ежедневно заниматься воспитанием у него культуры и этики поведения.
Основные приемы, которые могут быть использованы родителями –совместное выполнение работы по дому, показ норм и правил поведения посредством собственного поведения.
Таким образом, задача окружающих ребенка взрослых – направлять отношения детей так, чтобы эти отношения содействовали формированию навыков коллективизма. Важно прививать ребенку элементарную культуру общения, помогающую ему устанавливать контакты со сверстниками: умение без крика и ссоры договариваться, вежливо обращаться с просьбой; если необходимо, то уступать и ждать; делиться игрушками, спокойно разговаривать, не нарушать игры шумным вторжением.