Креативность — это общая способность человека к творчеству. Креативный человек способен генерировать необычные идеи, находить оригинальные решения, отклоняясь от традиционных схем мышления.
Креативность и творчество
Главный элемент формирования творческой личности представлен развитием креативности. Первоначально этот термин стал использовать Д. Симпсон в 1922 г., обозначая этим понятием человеческую способность отказываться от стереотипных способов мышления. В дальнейшем креативность определяли чаще как высший мыслительный процесс.
Категории «творчество» и «креативность» дифференцируются. Так, творчество может выступать в качестве процесса и результата, а креативность является субъективной детерминантой творчества (мотивационно-потребностной основой творчества).
Креативность не в любом случае может воплотиться в творческую продуктивность. С помощью продуктов творчества происходит реализация не только креативности, но и изменение самой деятельности под влиянием объективных условий.
К. Роджерс рассматривал креативность как способность обнаруживать новые способы решения проблем. Другие ученые отмечали, что это понятие необходимо определить в узком и широком значении.
Креативность в узком понимании представляет собой дивергентное мышление или операцию дивергентной продуктивности (по Дж. Гилфорду). Ее отличительная особенность представляет собой готовность к выдвижению множества идей, в равной степени правильных и относящихся к одному и тому же объекту.
Креативность в широком понимании заключается в творческих интеллектуальных способностях, включая способность привносить что-то новое в опыт (по Ф. Баррону). Это человеческая способность порождать оригинальные идеи при разрешении новых проблем, способность осознавать пробелы и противоречия, способность формулировать гипотезы в отношении недостающих элементов задачи, требующей разрешения. Креативный человек, как правило, способен отказаться от стереотипного способа мышления.
Подходы к понятию креативности
Существует подход к понятию креативность, который рассматривает ее с точки зрения 4 аспектов:
- Креативный процесс в качестве способности,
- Креативный продукт,
- Креативная личность,
- Креативная среда или структура, включающая сферу и социальный контекст, которые создают требования к продукту творчества.
Креативность исследовал известный американский исследователь П. Торренс. Он определял ее как процесс проявления чувствительности к проблеме, дефициту знания, их дисгармонии и отсутствию сообразности. Человек с креативностью фиксирует эти проблемы, ищет их решения, выдвигает гипотезы и, наконец, формулирует и сообщает результат решения.
Креативность предполагает наличие личностных особенностей творчески одаренного человека. Они связаны с созданием новых материальных и идеальных продуктов. Это системное образование, включающее много уровней и измерений. Оно представляет собой психическое образование, не только включающее интеллектуальный потенциал, но и связанное с мотивацией, эмоциональной сферой, уровнем эстетического развития, экзистенциальным и коммуникативным параметром, компетентностью и др.
Если рассматривать творчество в качестве процесса конструктивных преобразований и создания инновационных результатов, то креативность определяется как субъективная детерминанта творчества, системное образование психики. Она способна проявляться в инновационных преобразованиях в любых областях человеческой жизни (например, познание, мышление, общение, профессиональная деятельность, самосовершенствование).
Если учесть, что творческий процесс состоит из двух разнонаправленных тенденций (созидания и разрушения), то творческое и креативное поведение человека рассматривается как «созидательное разрушение».
Американским психологом Дж. Гилфордом было разделено дивергентное и конвергентное мышление. Первое из них относится к порождению большого количества решений на основании однозначных данных (основание творчества). Конвергентное мышление больше связано с поиском единственно правильного решения задач при существовании нескольких условий.
Параметры креативности как характеристики творческой личности
Способности, характеризующие креативность, включают семантическую гибкость как способность выявлять основные свойства объекта и предлагать новые способы его использования. Образная адаптивная гибкость представляет собой способность менять форму стимула так, чтобы рассмотреть в нем новые признаки и возможности применения.
Существует также семантическая спонтанная гибкость, которая является способностью продуцировать различные концепции в нерегламентированных ситуациях.
Для креативности характерны следующие качества:
- Оригинальность (продуцирование отдаленных ассоциаций, необычных ответов);
- Любознательность (чувствительность к проблемам окружающего мира);
- Способность разрабатывать гипотезы;
- Логическая независимость реакций от стимулов;
- Фантастичность.
Гилфорд рассматривал 6 параметров креативности: способность обнаруживать и ставить проблемы, «беглость мысли», гибкость, оригинальность, способность совершенствовать объекты и решать проблемы. Этот ученый определил креативность в качестве общей творческой способности.
Еще один аспект творческой одаренности — это легкость создания идей. Не обязательно, чтобы каждая из них была правильной. Так, чем больше идей способен выдвинуть человек, тем больше вероятность, что среди них будут именно хорошие.
Идея приходит в виде мысли. Она представляет собой не просто ассоциативное соединение понятий, а их содержательную оправданность. Этот процесс должен отражать объективные соотношение явлений, которые стоят за представленными понятиями.
Критерий креативности в виде широты идеи охватывает и объясняет большое количество разнородных фактов.