Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Краткая история развития психодиагностики.

История развития зарубежной психодиагностики

Психодиагностика берет свое начало из экспериментальной психологии.

  1. Э. Сеген. Разработка методов обучения умственно отсталых детей. Главна методика – «Доски Сегена» применяется также и в настоящее время.
  2. Ф. Гальтон. Его исследования легли, главным образом, в основу дифференциальной психологии.
  3. Дж. Кеттелл. Разработал тест интеллекта.
  4. Э. Крепелин. Разработка серии испытаний, которые позволили судить об особенностях когнитивных процессов, а также об аспектах работоспособности.
  5. Г. Эббингауз. Использовал тесты арифметических действий и другие, которые давали высокие корреляции с оценками школьной успеваемости.
  6. А. Бине также изучал способ разграничения детей с нормальными умственными способностями и умственно отсталых детей. А. Бине и А. Симон провели несколько экспериментов по изучению когнитивных процессов детей, начиная с трех лет. В дальнейшем данные экспериментальные задания были стандартизированы. Первая серия тестов Бине-Симона давала возможность различения испытуемых по степени интеллектуального развития. Вторая серия имела несколько значительных изменений:
  • Введение коэффициента интеллектуальности;
  • Введение статистических норм.
  • В. Штерн предложил коэффициент интеллектуальности IQ.
  • Далее в психодиагностике появляется групповое тестирование. Оно становится особенно уникальным в США перед первой мировой войной для распределения рекрутов.

    Для тестов также были выведены нормы, они были проверены на валидность и надежность.

    Стандартизация методики – единообразие процедуры проведения методики и оценки полученных в ходе обследования результатов.

    Надежность методики представляет собой стабильность результатов при многократном обследовании.

    Валидность методики – это достоверность измерения определенного психического свойство, которое подвержено измерению.

    В это же время появляются другие тесты – тесты способностей, а также тесты достижений. Такие тесты использовались в консультировании по поводу профотбора. Создавались целые батареи тестов для отбора в различные учебные заведения.

    Кроме того, стали появляться проективные методики, которые базировались на различных ассоциативных теориях.

    Развитие отечественной психодиагностики

    Собственно психодиагностические работы в России начали развиваться в послереволюционный период. Особенно много таких работ появилось в 20-30-е годы в области педологии и психотехники в связи с ростом популярности метода тестов в Советской России и за рубежом. Переводились зарубежные тесты и разрабатывались собственные.

    Это были годы массового применения тестов в народном образовании, профотборе и профориентации, в промышленности и на транспорте. Если в педологии, больше внимания уделялось тестам интеллекта, то в психотехнике – тестам специальных способностей. Использование было интенсивным и неконтролируемым. Массовые тестовые обследования не подкреплялись серьезной проверкой качества инструментария, решения о переводе некоторых учащихся в классы для умственно отсталых детей принимались на основе коротких тестов без учета других факторов, влияющих на результаты проверки. Например, вызывал протест массовый перевод вполне умственно-сохранных, но педагогически запущенных детей (с низким уровнем развития речевого мышления или вербального интеллекта) из нормальных школ в школы для умственно отсталых детей. Возникла необходимость в разработке методов выявления умственной отсталости.

    1. Россолимо Г. И. выявил психологические профили. Кроме того, он разработал краткий метод исследования умственной отсталости. Недостатком этого метода являлось то, что в методике не было проверки особенностей словесно-логического мышления.
    2. Трошин Г. Я. Считал, что наблюдение за детьми должно происходить в естественных условиях.
    3. Лазурский А. Ф. разрабатывал естественный эксперимент.
    4. Выготский Л. С. Ввел понятия зоны актуального и ближайшего развития.

    История психодиагностики тесно переплетается с историей общей психологии, что представлено на рисунке 1.

    История развития психологии

    Рисунок 1. «История развития психологии»

    Воспользуйся нейросетью от Автор24
    Не понимаешь, как писать работу?
    Попробовать ИИ
    Дата последнего обновления статьи: 11.02.2024
    Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
    ИИ ответит за 2 минуты
    Все самое важное и интересное в Telegram

    Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

    Перейти в Telegram Bot