Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Коррекция агрессивного поведения детей младшего школьного возраста средствами игры

Сущность понятия «агрессивное поведение»

Определение 1

Агрессивное поведение – это одна из форм реагирования на различные неблагоприятные в физическом либо психическом плане жизненные ситуации.

Агрессия является формой отклоняющегося деструктивного поведения с ярко выраженной эмоциональной окраской. Человек во время агрессивного поведения мотивирован на причинение вреда другому человеку в моральном или физическом плане. Проявляются первые признаки агрессии у ребенка в младшем возрасте до 3-х лет. Причинами становятся неудовлетворенность малыша в его потребностях и желаниях.

Такое поведение ребенка является способом манипуляции окружающими. Выражается агрессивное поведение в плаче, обидах, крике, а иногда и жестокости в отношении других детей. В младшем школьном возрасте агрессивное поведение становится более разнообразным, так, например, ребенок может употреблять обидные слова и использовать физическую силу.

Критерии агрессивности детей. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Критерии агрессивности детей. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Как правило, агрессия направляется на более слабого. Специалисты выделяют у детей две формы агрессии – не деструктивную и врожденную деструктивную. Первая форма агрессии является защитным поведением, направленным на самоутверждение, достижение цели и приобретение опыта. Деструктивная агрессия является поведением опасным для окружающих, которое не проявляется сразу после рождения, а активируется после сильного стресса или боли.

Специалисты считают, что основной причиной детской агрессии, является пример из окружения и особенно насилие над самим ребенком. Агрессивного поведения в детском возрасте можно избежать, для этого родителям важно проявлять заботу, любовь и терпение, прислушиваться к желаниям ребенка, а при невозможности требуемого, малышу надо в мягкой форме объяснить причину.

«Коррекция агрессивного поведения детей младшего школьного возраста средствами игры» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

К объяснению причин агрессии в психологии существует несколько подходов:

  • их основу составляют врожденные природные инстинкты;
  • агрессивное поведение связано с гормонами и психическим расстройством;
  • мотивами, побуждающими агрессию, являются социальные факторы, влияние среды;
  • агрессия является результатом научения человека через чужой и собственный опыт;
  • основу агрессии составляет взаимодействие познавательных процессов и предыдущего опыта человека.

Основой агрессии человека и животных является защитная реакция, а сама агрессия – ни что иное, как признак слабости, беззащитности, неуверенности в себе.

Если человек не будет социализирован, то его агрессия так и останется животным инстинктом, поскольку она свойственна дезадаптивным личностям.

Агрессивное поведение детей приводит их в состояние гнева и возбуждения, оказывая отрицательное влияние на здоровье. Когда агрессивность становится устойчивой личностной чертой ребенка, то процессы его личностной социализации и развития будут отрицательными.

Замечание 1

Для решения такой сложной проблемы, как детская агрессивность, требуются индивидуальный подход, большой профессионализм, терпение и внимание к личности ребенка.

Агрессивное поведение младших школьников и его коррекция

Безусловно, родителей беспокоит детская агрессивность, одной из причин которой является недостаточное внимание и понимание со стороны взрослых. В большинстве случаев детская агрессивность – это отстаивание своих собственных границ и прав, а также протест против поведения взрослых.

На спад детская агрессивность идет примерно к 7-ми годам. Специалисты считают, что к этому возрасту, ребенок уже умеет конфликтные ситуации решать другими способами. Если агрессивность ребенка не уменьшается, а становится сильнее, то это серьезный повод для беспокойства.

Реакция родителей на агрессию младшего школьника является очень важной, потому что, скорее всего, ребенку требуется понимание и помощь, чем строгость и наказание. Те дети, которые становятся жертвами хронической агрессии, по результатам исследований, уединяются и впадают в депрессии, у них низкая самооценка и нежелание ходить в школу.

Причинами агрессивного поведения младших школьников чаще всего бывает неблагополучие в семье, эмоциональные нарушения натального или перинатального периода, частые стрессы, повторения стиля поведения одного из родителей. К причинам также относят строгое воспитание, постоянные отказы и запреты или чрезмерная опека и потакание любым прихотям.

Агрессивное поведение младших школьников хорошо видят не только родители, но и педагоги и психологи.

Для детей младшего школьного возраста коррекция агрессивности наиболее важна на ранних этапах онтогенеза, т.е. тогда, когда идет формирование основных личностных характеристик и решить эту проблему помогает игра.

Игровые упражнения коррекции поведенческих и эмоциональных расстройств у детей, являются эффективным и действенным методом. В основе игрового метода лежит способ взаимодействия с окружающим миром, свойственный ребенку.

Замечание 2

Задачами игровых упражнений является оптимизация отношений в системе «ребенок-другие дети» и «ребенок-взрослые».

Использование игровых упражнений ставит своей целью помочь младшим школьникам выразить свои собственные переживания через игру, которая выступает для детей главным видом деятельности.

В ходе игры ребенок лучше выражает свои потребности, переживания и мечты. Игра является особой символической деятельностью и, ребенок, при помощи ролей, игровых действий и игрушек освобождается от запретов, проявляет собственные бессознательные импульсы и влечения. В процессе игры он испытывает чувство контроля над ситуацией и даже тогда, когда реальные обстоятельства этому противоречат. В игре младший школьник может свободно самовыражаться и самоанализировать свои чувства и переживания. Игра помогает младшему школьнику вытеснить эмоциональное напряжение, освободиться от фрустрации.

Профилактика агрессивного поведения детей

Практикующий психолог Т.П. Смирнова считает, что коррекция агрессивного поведения детей должна быть комплексной и систематической, должна учитывать особенности агрессивных детей и их характеристики. Среди них, в первую очередь, выделяют отсутствие контроля над своими эмоциями, ограниченный набор поведенческих реакций в проблемных ситуациях, высокая личностная тревожность и отсутствие эмпатии.

Для стойкого результата работы с агрессивным ребенком важна проработка каждой его характерологической особенности. Исходя из этого, коррекция должна быть направлена на снижение уровня личностной тревожности, обучение способам выражения своего гнева, на обучение техникам контроля над негативными эмоциями, на развитие навыков саморегуляции и формирование конструктивных поведенческих реакций.

Для того чтобы коррекция была эффективной, необходима и работа с родителями ребенка, поскольку от психологического семейного фона зависит очень многое. В ходе перестройки поведения ребенка психолог должен помочь родителям осознать причины возникающих трудностей и что конкретно необходимо исправить.

Из основных направлений коррекционной работы Т.П. Смирнова выделила отдельным блоком консультационную работу с родителями и педагогами, которая должна быть направлена на снятие факторов, провоцирующих агрессивное поведение ребенка.

Каждый блок, выделенный Смирновой, содержит набор психологических приемов и техник. Занятия проводиться должны не менее 1-2 раз в неделю продолжительностью 30-45 минут.

Дата последнего обновления статьи: 10.03.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot