Корф Николай Александрович (2 (14) июля 1834 – 13(25) сентября 1883) – русский общественный деятель, педагог и публицист.
Краткие биографические данные
Н.А. Корф родился в Харькове в образованной дворянской семье. Очень рано лишился обоих родителей, был перевезён в Воронежскую губернию, где получил первоначальное образование в домашней школе семьи Градковских, затем продолжил обучение в г. Верро (Лифляндская губерния), позже – в петербургском пансионате А.Я. Филиппова.
В 1854 году закончил Александровский лицей, начал работать в министерстве юстиции, но через 1,5 года обосновался в деревне, женился, занимался хозяйством, кроме того, являлся активным участником собраний дворян, способствовал осуществлению крестьянской реформы.
В 1872 году уехал в Швейцарию, где в течение восьми лет занимался написанием и публикацией педагогических статей.
В 1880 году Н.А. Корф вернулся в Москву, осуществлял контроль знаний школьников в мариупольском и Александровском уездах, писал статьи в педагогические журналы.
Умер в 1883 году в Харькове.
Вклад в науку
Н.А. Корф вошёл в историю как общественный деятель, занимался педагогической и публицистической деятельностью.
В качестве общественного деятеля Н.А. Корф организовывал школьные дела в Александровском уезде. Общественная деятельность тесно сочеталась с педагогической и публицистической – под руководством Н.А. Корфа в России были образованы краткосрочные начальные школы, в которой работал один учитель с классом, делящимся на три отделения.
Активно писал и издавал в журналах «Вестник Европы», «Народная школа» и др. статьи, посвящённые актуальной педагогической проблематике. Кроме того, Н.А. Корф известен в педагогике как составитель учебников и методических руководств, используемых в народной школе.
Н.А. Корфом были организованы воскресные повторительные школы, для которых им же были созданы программы и методические указания.
Являлся активным участником учительских съездов, где обсуждал проблемы необходимости введения всеобщего обязательного обучения.
Основные педагогические идеи Н.А. Корфа касались организации обучения школьников, в частности, в начальной школе. В качестве основных учебных предметов, которым нужно обучать младших школьников, Н.А. Корф считал обучение родному языку, мироведению (в данный предмет включались элементарные сведения из истории, физики, географии), естествознанию.
В качестве ведущего метода обучения младших школьников Н.А. Корф использовал наблюдение за предметами и явлениями окружающего мира.
Н.А. Корф был сторонником гармоничного развития учеников, поэтому педагогом обращалось внимание не только на умственное развитие школьников, но и на физическое, нравственное и эстетическое развитие. В качестве ведущих методов поощрения использовались: выдача свидетельств, похвальных грамот и книг. В физическом воспитании школьников поощрялось использование физического труда, гимнастических упражнений и подвижных игр. Эстетическое воспитание школьников осуществлялось посредством рисования, пения, музыки, выразительного чтения.
Основные труды
Н.А. Корфом было издано огромное количество статей, разработаны и внедрены учебники и методические пособия для учителей. Основными трудами Н.А. Корфа являются:
- Руководитель для воскресных повторительных школ;
- Руководство к обучению грамоте по звуковому способу;
- Русская начальная школа;
- Наш друг (книга для чтения для учащихся народной школы);
- Малютка (книга для чтения после Азбуки, вошедшая затем как раздел книги «Наш друг»);
- Наше школьное дело (сборник статей);
- Наши педагогические вопросы (сборник статей);
- Народное чтение.