Копинг-стратегии (копинговые стратегии) — это инструменты, которые использует человек для борьбы со стрессовыми ситуациями.
Понятие и особенности копинг-стратегий
Копинг-стратегии включают поведенческие, когнитивные и эмоциональные стратегии. Человек использует их для борьбы со стрессами в частности, и в борьбе с психологическими трудными ситуациями в обыденной жизни, в общем. Существует близкое понятие копинг-стратегий, которое разработали в русской психологической школе. Оно называется переживание, то есть процесс преодоления неблагоприятных стрессовых последствий.
Категория «копинг» состоит из реакции не только на требования, которые чрезмерны или превышают ресурсы человека, но и на ежедневные стрессовые ситуации. Содержание копинга включает, таким образом, все то, что делает индивид для исключения или смягчения стресса.
С помощью мыслей, чувств и действий формируются копинг-стратегии, применяемые в разной мере в определенных обстоятельствах. Они состоят из поведенческих и когнитивных усилий индивида.
Ученые подчеркивают, что реакции человека на стрессовые ситуации могут быть произвольными и непроизвольными (в их основе лежат индивидуальные различия в темпераменте), то есть приобретенными при повторении и больше не требующими сознательного контроля.
Творчество как копинг-стратегия
Существует множество исследований, в которых осуществлены попытки выяснить, какие личностные проявления (факторы) способны оказывать влияние на выбор наиболее эффективных стратегий. Одно из таких явлений, включающее механизм выбора приемлемого копинга, представляет собой творческие возможности личности.
В современных исследованиях была убедительно показана позитивная роль творчества в качестве фактора «анти-выгорания». Оно призвано стабилизировать личность, помогая минимизировать отрицательное воздействие стресса в различных условиях.
Особо ярко влияние творчества на адаптивное, преодолевающее поведение человека проявляется при исследовании длительных рабочих стрессов. Отмечено, что люди с высоким творческим потенциалом часто пользуются разнообразными и эффективными копинг-стратегиями, которые помогают противостоять психологическому стрессу и психическому выгоранию.
Что касается студентов творческих профессий, то при исследовании синдрома эмоционального выгорания в экстремальных условиях профессиональной социализации, ученые установили зависимость между творчеством и показателями выгорания на ценностном уровне.
Творческий потенциал студентов творческих направлений выражен в основных характеристиках и давно занимает умы современных исследователей. Эта тема интересна для многих психологических отраслей. Фактически потенциал определяют особенности личности и такой важный психический процесс, как творчество.
Творчество по Н. А. Бердяеву представляет собой «трансцендентность», «борьбу, полет в бесконечность». Он рассматривал его как единственный вид деятельности, способный сделать человека человеком.
Е. Л. Яковлева определяла творчество в качестве реализации человеком собственной индивидуальности. Я. А. Пономаревым оно рассматривалось как взаимодействие, которое ведет к развитию. Творчество является необходимым условием развития материи, образования ее новых форм. После того, как они возникают, происходит изменение и самих форм творчества.
Творческий потенциал и копинг-стратегии студентов
Творческий потенциал с позиции науки представляет собой скрытые возможности или креативные способности человека. Совсем недавно было введено понятие «креативная активность личности», которое рассматривается с позиции соответствующего типа психической структуры.
Творчество студентов при использовании копинг-стратегий — это ситуативно нестимулированная активность, проявляющаяся в стремлении выйти за рамки заданной проблемы. В соответствии с мнением одних исследователей, значительную роль в детерминации творческого поведения способна играть мотивация, ценности, личностные черты. В состав черт творческой личности исследователи включили следующие элементы:
- когнитивная одаренность,
- чувствительность к проблемам,
- независимость в неопределенных ситуациях и др.
Есть ученые, которые полагают, что креативность (творческая способность) — это самостоятельный фактор, который не зависит от интеллекта.
Творческий потенциал и сам процесс творчества во многом характеризуют личность студента. Отсюда возникает предположение о взаимосвязи этого явления и составляющих преодолевающего поведения личности, ее умения справляться с разными стрессовыми ситуациями.
Особый интерес представляет исследование подобных явлений на ранней стадии социализации, например, при профессиональном становлении бывших выпускников общеобразовательных школ.
Для будущих специалистов (студентов младших курсов) большую роль играет адаптация к стрессам. По этой причине от личностной креативности будет зависеть решение самых сложных социальных явлений в меняющемся обществе. Формирование условий для проявления общих и профессиональных компетенций — это основная задача, от которой зависит реализация личностного творческого потенциала молодыми специалистами.
Для эмпирического исследования копинг-стратегий студентов С. Норман, Д. Ф. Эндлер, Д. А. Джеймс, М. И. Паркер разработали опросник копинг-поведения в стрессовых ситуациях (адаптирован для нашей страны Т. А. Крюковой), применяющийся для исследования творческого потенциала личности и личностной креативности.
Методика дает возможность определить несколько особенностей (факторов) творческой личности:
- склонность рисковать,
- любознательность,
- сложность,
- воображение.
В завершении определяется общий (суммарный) показатель творческого потенциала.
Для диагностики творческой личности также широко используют методику «Оценка уровня творческого потенциала личности». С ее помощью выявляются личностные качества или частота их проявления, характеризующие уровень развития творческого потенциала.