Психологическая готовность ребенка к школе — это уровень его психического развития достаточный и необходимый для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в группе сверстников. Формирование готовности происходит постепенно и будет зависеть от условий, в которых развивается ребенок.
Особенности готовности ребенка к школе
Исходная единица анализа психологической готовности к школьному обучению в рамках отечественной психологии представлена спецификой дошкольного детства. Она берется в общем контексте онтогенеза личности и обусловлена основными линиями психического развития в этой возрастной группе, создавая возможность перехода к более высшей (новой) форме жизнедеятельности.
В первую очередь вопрос готовности ребенка к школьному обучению необходимо рассматривать с позиции соответствия уровня развития соответствующим требованиям учебной деятельности. Впервые эту проблему рассматривал К.Д. Ушинский, изучавший психологическую и логическую основу обучения и рассматривавший процессы внимания, памяти, воображения, мышления.
Ушинский установил, что успех в обучении может быть достигнут при наличии определенных показателей развития психических функций. Противопоказаниями к началу обучения он считал слабое внимание, отрывную и бессвязную речь, плохой «выговор слов».
В работах Л.И. Божович, которые были посвящены психологической готовности к школе, как низший актуальный уровень психического развития, который необходим и достаточен для начала обучения в школе, вступала так называемая «внутренняя позиция школьника».
Возникновение психологического новообразования происходит на границе дошкольного и младшего школьного возраста и приходится на период кризиса семи лет. Оно является слиянием 2 потребностей:
- потребности общаться со взрослыми на новом уровне,
- познавательной потребности.
Их сочетание дает возможность включения ребенка в учебный процесс в качестве субъекта деятельности. Это выражается в том, что им сознательно формируются и исполняются намерения и цели.
Рассматривая готовность к школьному обучению, необходимо выделить ее комплексный характер. Исследователями рассматривается система взаимоотношений между ребенком и окружающим миром, а также выделяются показатели психологической готовности, которые связаны с развитием отношений индивида и окружающего мира.
Основные стороны психологической готовности ребенка к школе представлены тремя сферами:
- отношением к взрослому,
- отношением к сверстникам,
- отношением к самому себе.
В рамках психологического консультирования психологическая готовность к школьному обучению рассматривается в качестве необходимого и достаточного уровня психического развития индивида для освоения школьной учебной программы. Обучение происходит в группе сверстников.
Эльконин, обсуждая вопрос готовности к школе, поставил на первое место степень сфрмированности необходимых предпосылок к учебной деятельности. Проводя анализ данных предпосылок, ученым и его сотрудниками было выявлено несколько параметров:
- умение ребенка сознательно подчинять собственные действия правилам, которые обобщенно определяют способ действия;
- умение ориентироваться на требования, которые заданы системой;
- умение внимательно выслушивать говорящего, точно выполняя задания, которые предлагаются в устной форме;
- умение самостоятельно делать задания, соответствующие зрительно воспринимаемым образцам.
Рассмотренные предпосылки основаны на особенностях психического развития ребенка в переходный период от дошкольного к младшему школьному возрасту. В этот период теряется непосредственность в социальных отношениях, обостряются переживания, которые связаны с самооценкой.
Подходы к консультированию родителей
В консультировании родителей по поводу психологической готовности ребенка к обучению в школе, необходимо выделить 3 типа работы психолога (консультанта). Они сходны по процедурам, но различаются по целям и задачам.
В первую очередь, с проблемой психологической готовности психолог может столкнуться в процессе отбора (при осуществлении записи) детей в первые классы. Каждым педагогом используется система педагогических задач. По уровню их решения он выносит суждения по поводу педагогической подготовленности ребенка. Чаще всего в данный набор входят задачи по прямому и обратному счету, по составу числа, узнаванию печатных букв в тексте или чтение, упражнение по копированию букв или узора, пересказ или прочтение стихотворения.
При первом типе работы психолог работает с ситуацией, когда родители уже приняли решение о поступлении ребенка в школу. Во втором типе присутствует желание родителей получить консультацию о степени готовности ребенка еще до момента принятия этого решения. Здесь могут быть следующие ситуации: отдавать ли «хорошо развитого» ребенка в 6 лет учиться; отдавать ли физически слабого ребенка в 6,5 лет или подождать еще год. Также сюда входят вопросы выбора типа учебного заведения, который будет более адекватен для этого ребенка.
Наконец, развертывание третьего типа работы консультанта происходит в первые месяцы учебного года в 1 классе. Здесь уже проявляются параметры готовности (неготовности) детей обучаться.
Проблемы готовности ребенка к школьному обучению рассматривались российскими учеными всегда с позиции соответствия уровня развития требованиям учебной деятельности. Авторами был определен основной показатель готовности, который называется по-разному (мотивация к обучению, внутренняя позиция школьника, произвольность и др.).
Все ученые признают тот факт, что эффективно школьное обучение может быть только тогда, когда первоклассник имеет необходимые и достаточные для начальной стадии обучения качества, которые в последующем учебном процессе проходят развитие и совершенствование.
Таким образом, в рамках консультативного процесса по вопросам готовности ребенка к школе различается работа консультанта, связанная с записью в 1 класс, консультации родителей по поводу готовности к обучению до принятия решения о поступлении в школу и консультирование в первые учебные месяцы.