Комплексное нарушение развития (сложное, сочетанное, комбинированное нарушение) — это сочетание как минимум двух первичных психофизических нарушений развития у одного ребенка.
Сущность и специфика комплексных нарушений развития
Нарушения развития классифицируются на изолированные (единичные) или комплексные (сложные). Единичные нарушения представляют собой нарушения какой-то одной системы организма (например, зрение, слух).
Комплексные нарушения (сложные, сочетанные, комбинированные) являются случаями, при которых у детей (подростков) одновременно можно отметить наличие двух или нескольких нарушений, каждое из которых является самостоятельным первичным дефектом развития. (например, слепоглухота; сенсорные и общедвигательные расстройства: нарушение зрения и детский церебральный паралич; глухота и детский церебральный паралич; сенсорные и интеллектуальные расстройства и др.).
Нарушения развития, в структуре которых одно нарушение обусловлено другим, являются вторичными отклонениями в развитии. Примером таких нарушений может быть глухонемота, когда отсутствие речи вызвано первичным тяжелым нарушением слуховой функции. Они не относятся к категории комплексных нарушений.
В современных специальных источниках литературы используются различные термины, которые употребляются в отношении рассматриваемого понятия нарушений развития. Синонимичными считаются названия «комплексные», «сложные», «комбинированные» нарушения.
Ученые разделяют понятия сложный и множественный (осложненный) дефект, отмечая при этом разную структуру нарушения. Понимание структуры подобного (осложненного) дефекта трактуют современные исследователи, включая Мастюкову Е. М, Жигореву М. В. и др.
Осложненные дефекты предполагают наличие нескольких (как правило, двух) первичных нарушений. Одно из них предопределяет структуру нарушения, поскольку обусловливает вторичные отклонения. Другие первичные нарушения по причине нерезкой выраженности не способны приводить к выраженным отрицательным последствиям, не оказывая влияние на ведущий. При наличии условия раннего выявления и оказания комплексной помощи, происходит компенсация плохо выраженных первичных нарушений. В качестве примера осложненного нарушения выступает незначительное снижение слуха у пациента с ДЦП.
Понятие «комплексное (сложное) нарушение» предназначено для обозначения сочетания двух первичных нарушений. Каждое первичное нарушение является ведущим, поскольку обусловило структуру нарушения путем вызова ряда взаимосвязанных вторичных и третичных отклонений.
В составе комплексных нарушений развития наука выделяет множественные нарушения. К ним, по сформировавшейся в коррекционной педагогике традиции, относят случаи нарушений развития, при которых у ребенка сочетаются три и более первичных нарушения (например, умственно отсталый слабовидящий глухой ребенок).
По результатам исследований сегодня категория пациентов со сложными и осложненными нарушениями развития составляет около 40 % контингента, обучающегося в специальных образовательных учреждениях.
В составе сложных дефектов, как правило, преобладающими считаются врожденные формы патологии, имеющие генетическое происхождение. Например, умственная отсталость с сенсорными нарушениями относится к наследственным синдромам и заболеваниям. Болезнь Дауна представляет собой сложный дефект хромосомного происхождения. Умственная отсталость у таких пациентов в 70 % ситуаций сочетается с нарушениями слуха, а в 40 % – с дефектами зрения.
В качестве причины недоразвития познавательной деятельности ребенка, нарушения слуха и двигательных расстройств может также выступать иммунологическая несовместимость между матерью и плодом (так называемая гемолитическая болезнь новорожденного).
Причины комплексных нарушений
Причины комплексных нарушений включают различные пренатально, перинатально и постнатально перенесенные заболевания. Наиболее распространены из них краснуха, корь, туберкулез, токсоплазмоз и др.
В детском возрасте такие заболевания, как скарлатина, корь, грипп или нейроинфекция (например, менингит, энцефалит), способны привести к комплексному нарушению развития ребенка. Так, к сочетанному нарушению развития зрения и слуха по мере взросления приводит тяжелая форма диабета и некоторые соматические заболевания.
Исследование этиологических факторов комплексных нарушений развития дает основание выделить следующие причины комплексных нарушений развития у детей:
- Поражение какой-либо одной системы организма, приводящее к тяжелому нарушению развития (например, поражение центральной нервной системы, глубокое поражение зрения или слуха и др.);
- Множественные пороки развития, включая пороки развития внутренних органов;
- Недоношенность (большая часть детей с врожденными нарушениями слуха и зрения);
- Перенесение инфекционных заболеваний матерями во время вынашивания (грипп, токсоплазмоз, краснуха и др.);
- Нейроинфекция в раннем возрасте;
- Хронические заболевания матери (например, гепатит, рассеянный склероз и др.).
Для комплексного обследования детей со сложными нарушениями развития необходима работа группы специалистов. Также может потребоваться консультация и генетика, который поможет исключить хромосомную патологию. Социальный педагог собирает и предоставляет сведения о семье, которые также помогут в постановке диагноза и лечении. Часто требуется анкетирование или беседа с родителями, проводимые совместно с психологом.